Как влияет боязнь терроризма на мнения и
воззрения граждан? Исследование, выполненное в Гронингенском
университете, показывает, что страх делает людей более конформными, но
при этом они настойчиво придерживаются собственной группы.
Человек – единственное существо, которое осознает неотвратимость
смерти. Ему приходится каждый день подавлять свой страх перед смертью,
иначе это будет не жизнь, а мучение. В то же время к нему постоянно
поступают напоминания, что он смертен, например, через террористические
атаки, стихийные бедствия или очередные похороны. В таком случае он
ищет утешения в собственной группе. Испуганный человек – это
человек-конформист со стереотипными идеями относительно людей
посторонних.
К такому выводу пришел в своем диссертационном исследовании психолог
Lennart Renkema из Гронингенского университета. Тема его диссертации:
''Вместе перед лицом смерти: к пониманию последствий смертельных
угроз'' (англ. ориг. ''Facing death together: understanding the
consequences of mortality threats'').
Renkema развивает идеи теории управления страхом [смерти],
сформулированной в 1991 году американскими психологами Solomon,
Greenberg и Pyszczynski. Согласно этой теории, люди подавляют свой
страх перед смертью двумя способами.
Первый – когда люди используют в качестве буфера для этого страха
свой культурный образ мира. Они создают некую символическую форму
бессмертия, например, чувство принадлежности к стабильной культуре,
которая будет жить и процветать после их ухода. При этом важную роль
играет продолжение существования символов, например, политических
партий, крупных промышленных предприятий, культурных ценностей или
футбольных клубов. Очень динамичное общество, в котором такие символы
регулярно исчезают, вызывает беспокойство и тревогу (страх).
Второй способ – когда люди подавляют свой страх перед смертью
поднятием чувства собственной значимости. Человек верит, что он
добросовестно и честно делает свое дело, и это его гарантия бессмертия
– на небесах или реинкарнация – или же фигуральное продолжение
существования: ''мой вклад в культуру меня переживет''.
В серии экспериментов Renkema исследовал связь между страхом смерти
и групповым поведением. Так, двум группам людей показывали картину, и
при этом им говорилось, что эта картина нравится 80% их
соотечественников-нидерландцев. Одна группа перед экспериментом
получала напоминание о смерти в виде задания написать небольшой текст о
собственной смерти. Вторая группа получала задание написать текст о
своем поведении по отношению к телевизионным программам.
Большинство из тех, которым напомнили о смерти, присоединились к
мнению большинства. Им картина тоже понравилась. В контрольной группе
разброс мнений был заметно больше.
''Мы повторили этот эксперимент еще раз, сообщив при этом, что
картина нравится 80% японцев. В этом случае расхождений между группами
не было. В третьем эксперименте мы сказали, что картина нравится 80%
немцев. Тогда большинство из группы, получившей напоминание о смерти,
сочли эту картину отвратительной. Т.е. люди подсоединяются лишь к своей
собственной группе,'' -заключает Renkema.
Как показал другой эксперимент, страх смерти способствует выбору в
пользу крупных политических партий. Renkema дал своим испытуемым
прочитать фиктивное сообщение в газете о том, что парковку впредь
нельзя будет оплачивать монетами, а только карточкой.
''Если в газетном сообщении говорилось, что это предложение исходило
от крупной политической партии, то оно получало сильную поддержку среди
испытуемых, а если от мелкой – то, соответственно, поддержка была
меньшей. По крайней мере, среди испытуемых, которым напомнили о смерти.
В контрольной группе таких отличий не отмечалось''.
Renkema также исследовал использование стереотипов под влиянием
страха смерти. ''Мы дали жителям Гронингена прочитать статью об
амстердамце, который учился в Гронингене. Его поведение было
неоднозначно, и его можно было интерпретировать как настойчиво активное
(assertive), а можно – и как агрессивное'', - рассказывает он.
''Группа, которой до этого напомнили о смерти, чаще прибегала к
стереотипам, чем контрольная группа''.
Стереотипы можно использовать двумя способами, поясняет Renkema –
чтобы понять неоднозначную и трудную для понимания ситуацию, и чтобы
усилить чувство собственной значимости по отношению к приезжему. ''В
большинстве случаев испытуемые прибегали к позитивным и негативным
стереотипам. Это указывает на то, что люди используют стереотипы, чтобы
понять ситуацию. Только в случае, если студент из Амстердама, с точки
зрения жителей Гронингена, вел себя откровенно угрожающим образом,
испытуемые использовали только негативные стереотипы с целью усилить
чувство собственной значимости по отношению к человеку из другого
города, '' – говорит психолог.
Так рисует Renkema образ испытуемого, который под воздействием
страха смерти усиливает принадлежность к ''своей'' группе,
демонстрирует конформизм и использует стереотипы в отношении людей
извне. Похоже на портрет нидерландцев во времена кредитного кризиса и
антимусульманских выпадов одного из скандально известных политиков
(Вилдерс). ''Этого я не изучал, - говорит Renkema. – Но из других
исследований известно, что неуверенность ведет к конформизму и
использованию стереотипов. Неуверенность вызывает эффекты, подобные
эффектам, возникающим при напоминании о смерти''.
По материалам:
Samen bang is fijner dan alleen bang. – de Volkskrant, 07.03.09, Sect. Kennis, p. 5.
Перевод Елены Можаевой
Ссылка на статью