В апреле 1975
года американские федеральные здания начали захватывать. В их офисах
устраивались сидячие забастовки, и в одном случае более 150 активистов
смогли удержаться в здании много дней, пока министр здравоохранения не
согласился на их требования.
Движение за доступ к жизни
Протестующие
требовали принять поправки к закону, который запретит лишать их права
на труд, образование, а зачастую и просто на передвижение. Это был один
из поворотных моментов в истории борьбы за права американских инвалидов
- движения, которое потребовало бесконечных демонстраций, «сидячих
забастовок» и протестов.
В странах Северной Америки и Европы
движение инвалидов добилось очень многого: запрета дискриминации только
из-за наличия инвалидности, законодательных гарантий для
студентов-инвалидов, обучения детей-инвалидов в обычных школах,
относительной доступности транспорта и зданий. Большинство этих вещей
до сих пор кажутся нереальными для жителей России. Однако достижения
этого движения – это не только новые законы и социальные программы. Это
также новое отношение к инвалидности, которое сделало их возможными.
До
появления движения инвалидность воспринималась только с медицинской
точки зрения: проблема в какой-то болезни, люди с инвалидностью
являются пациентами, им нужна медицинская реабилитация. Новый подход
впервые предлагал посмотреть на проблему глазами самих инвалидов –
причины их трудностей, в первую очередь, социальные, и они связаны с
нашей культурой.
Не медицинская проблема
Культурную
модель инвалидности в свое время описал Герберт Уэллс. В одном его
рассказе человек находит неизвестное доселе племя, все жители которого
от рождения слепы. Герой уверен, что как единственный зрячий, он станет
правителем и спасителем народа. Однако весь быт племени рассчитан на
людей, которые не видят, и зрение незадачливого путешественника никому
не нужно. Хуже того, ему пришлось бежать, потому что местные
сердобольные врачи решили избавить его от ужасных страданий,
причиняемых «ненормальными» движениями глазных яблок и век.
Однако
фантастика фантастикой, а как насчет реальности? В конце двадцатого
века этнографы случайно обнаружили, что в одной отдаленной мексиканской
деревне среди жителей непропорционально много глухих людей, хотя
большинство все равно были слышащими. Как оказалось, все без исключения
жители деревни знали жестовый язык с самого детства, выучивая его
просто во время общения. В этой деревне отсутствие слуха не было
инвалидностью, потому что не накладывало никаких ограничений – многие
люди даже не всегда могли вспомнить, кто из их соседей слышит, а кто -
нет.
В этом и есть смысл культурного подхода к инвалидности. Те
или иные отличия в физических или интеллектуальных возможностях
становятся «инвалидностью», только если их делают таковыми культурные
условия. Поэтому единственная возможность изменить положение людей с
инвалидностью – кардинальные перемены в обществе. И для этого движение
за права инвалидов предложило по-новому взглянуть на очень важное
понятие для современных людей – независимую жизнь.
Миф о независимости
В
нашей культуре «независимость» - очень ценное понятие, и в нем одна из
причин панического страха перед инвалидностью – люди сразу
представляют, что «станут бременем» для других. На самом деле
«независимость» - это всего лишь миф. Чтобы это понять, можно сделать
одно мысленное упражнение: вспомнить, от чего зависит ваш утренний
приход на работу, например. От будильника? Кофеварки? Метро?
Собственного автомобиля? После этого нужно подумать, сколько именно
людей участвуют в производстве будильников, кофеварок и автомобилей.
Большинство
людей не думают о том, как они «зависят» от работы системы
водоснабжения, от дворников, от строительства дорог, и прочих благ, за
многие из которых они не платят непосредственно. Все люди без
исключения зависят друг от друга. Вопрос только в том, какие
зависимости игнорируются, а какие считаются естественной необходимостью.
Никто
не говорит, что он «прикован» к своей машине, а существование годных
для проезда дорог считается однозначно важным. Однако те же самые люди
говорят фразу «прикован к инвалидной коляске», и считают пандусы и
подъемники для людей в колясках «излишеством», «благотворительностью» и
«бременем для общества». Хотя, если подумать, общество тратит огромные
деньги на людей, пользующихся ногами, так как они нуждаются в стульях,
скамейках и креслах. Или на зрячих, специально для которых создаются
системы освещения помещений. Вопрос только в том, на ком именно решат
«сэкономить», обрекая огромную группу людей на исключение из общества и
изоляцию.
Или жертва, или герой
Примерно каждый десятый
человек в мире является инвалидом. В том числе в России и во всех ее
городах. Любой человек без инвалидности может столкнуться с этой
проблемой в любой момент своей жизни, и даже если ему «повезет», то
ограничения физических возможностей просто придут вместе со старостью.
Только систематическое исключение инвалидов из общества привело к тому,
что инвалидность воспринимается как нечто необычное, аномальное,
что-то, к чему непонятно как относиться.
Большинство людей
испытывают неловкость, если не легкую панику, если впервые в жизни
общаются с человеком в коляске или с незрячим, не знают, как
реагировать, если оказывается, что у человека есть психическое
заболевание. Из-за невежества и предрассудков многие начинают вести
себя неадекватно и даже по-хамски: обращаются к сурдопереводчику вместо
глухого человека, пытаются катить коляску без разрешения или просто
относятся слегка свысока. Другие просто вносят свой личный, посильный
вклад в дискриминацию инвалидов, например, шутят, что на
«политкорректном Западе» даже инвалидов на работу нанимают, или просто
бездумно употребляют такие слова как «даун» в качестве оскорблений.
Причина в том, что всех этих людей с детства приучили воспринимать
инвалидов как кардинально «других».
Есть много способов сделать
человека «другим», отличным от тебя самого. В отношении инвалидности
самый простой способ – воспринимать людей как «жертв». С
психологической точки зрения, это является механизмом защиты. Жалость
позволяет отстраниться от ситуации других людей и поставить себя «над»
ними. В результате эти люди предстают беспомощными, инфантильными,
нуждающимися в том, чтобы кто-то другой (например, «специалист»)
объяснил им или их близким, что им надо.
Другой способ, которым
часто «грешат» журналисты, – представление инвалидов как «героев». При
этом героизмом оказывается все: получение образования, участие в
спортивных соревнованиях, карьера, семейная жизнь и другие вещи,
которые для «обычных» людей считаются нормальными. На самом деле нет
ничего героического в том, что человек прилагает огромные усилия, чтобы
жить максимально полноценно – все люди к этому стремятся. За мифом о
«герое» стоит представление о том, что инвалидность «обязана» быть
трагедией. А если инвалиды смеют жить нормальной жизнью, то, наверное,
это лишь исключение, следствие невероятного «героизма».
За
последние годы ситуация в России начинает меняться, хотя и очень
медленно. Появляются программы инклюзивного образования, когда дети,
имеющие инвалидность, и дети без инвалидности могут учиться вместе.
Понемногу, хотя и все еще незначительно, улучшаются условия для
передвижения в коляске по городу. Отдельные организация проводят
семинары об инвалидности в школах.
Однако успех любого движения
против дискриминации зависит от того, чтобы все общество изменило
отношение к той или иной группе людей. И успех движения за доступ для
инвалидов невозможен, если люди не начнут задумываться над «неудобной»
для них темой, над тем, какие стереотипы есть у них лично. Только если
люди откажутся от предрассудков, то у них появится шанс действительно
увидеть людей, имеющих инвалидность, - не шаблоны и штампы, а реальных,
совершенно разных людей, чьи потребности и чаяния ничем не отличаются
от их собственных.
Елизавета Морозова
Ссылка на статью