А. Бейссер Парадоксальная теория изменения Перевод А. Гронского Статья Арнольда Бейссера является одной из наиболее часто цитируемых в гештальт-литературе. Оригинальный текст можно прочитать на сайте Международной ассоциации геш-тальт-терапии (IGTA) http://www.gestalt.org/igta.htm/arnie.htm Примерно в течение полувека, т.е. большую часть своей профессиональной жизни, Фре-дерик Перлз находился в конфликте с психиатрическим и психологическим истеблишмен-том. Он работал бескомпромиссно в своем собственном направлении, которое часто всту-пало в борьбу с представителями более общепринятых взглядов. Тем не менее, в послед-ние несколько лет, Перлз и гештальт-терапия приходят к гармонии со все более увеличи-вающейся частью теории психического здоровья и профессиональной практикой. Эта пе-ремена произошла не в следствие того, что Перлз изменил свою позицию, хотя его взгля-ды и претерпели некоторую трансформацию, но потому, что тенденции и представления окружающего мира, стали более близкими к нему и к его работе. Конфликт Перлза с существующим порядком уже содержал ростки его теории изме-нения. Теория изменения не была явно очерчена Перлзом, но она лежит в основе большей части его работы и подразумевается при практическом использовании гештальт-техник. Я буду называть ее парадоксальной теорией изменения, в силу причины, которая станет по-нятной далее. Коротко сформулированная, она заключается в следующем: изменение про-исходит тогда, когда некто становится тем , кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем кем он не является. Изменение происходит не в результате принудительных по-пыток индивида измениться или другого лица изменить его, оно происходит в том случае, если индивид затрачивает время и усилия на то, чтобы быть тем, кто он есть - т.е. быть полностью вовлеченным в свое текущее положение. Посредством отказа от роли творца изменения, мы придаем значительность и упорядоченность тому изменению, которое может произойти. Гештальт-терапевт отказывается от роли "изменятеля" в пользу другой стратегии, ко-торая заключается в том, что терапевт поддерживает, и даже настаивает, на том, чтобы пациент был там, где он есть и тем, чем он является. Он верит, что изменение не случится в результате "старания", принудительного усилия или убеждения, либо в результате ин-сайта, интерпретации, или любого другого подобного средства. Наиболее вероятно, что изменение может произойти, когда пациент отказывается, по крайней мере на секунду, от желания стать другим и старается быть тем, кто он есть. Предпосылка изменения заклю-чается в том, что пациент должен находиться в точно определенном месте для того, чтобы иметь твердую опору, позволяющую ему двигаться, потому что без такой опоры двигать-ся трудно или невозможно. Человек, приходящий к терапевту с целью достичь изменения, находится в конфликте, по крайней мере с двумя противоборствующими силами. Он находится в постоянном ме-тании между тем, кем он "должен быть" и тем, что он думает по поводу того, кем он "яв-ляется", никогда полностью не идентифицируясь ни с одной из этих сторон. Гештальт-терапевт предлагает пациенту полностью проживать эти роли в текущий момент времени. От любой роли, с которой он начинает иметь дело, пациент вскоре перейдет к другой. Гештальт-терапевт предлагает ему просто быть тем, что он есть в данный момент. Пациент приходит к терапевту, потому что хочет быть измененным. Многие терапевты принимают это как его законное стремление и используют различные средства, чтобы по-пытаться изменить его, усиливая то, что Перлз называет дихотомией между "собакой сверху" и "собакой снизу". Терапевту, который ищет способ помочь пациенту приходится оставлять равную позицию и становиться всезнающим экспертом с пациентом, играющим роль беспомощного, но в то же время целью этого же терапевта является то, что терапевт и пациент должны стать равными. Гештальт-терапевт верит, что дихотомия "собака свер-ху/собака снизу" уже существует внутри пациента, что одна часть пытается изменить дру-гую, и что терапевт должен избежать замыкания в какой-либо из этих ролей. Он старается избежать этой западни, поддерживая пациента в принятии обеих полярностей одновре-менно как его собственных. Терапевт аналитического направления, напротив, использует такие технические сред-ства как сны, свободные ассоциации, перенос и интерпретации для достижения инсайта, которые, в свою очередь, должны привести к изменению. Бихевиоральный терапевт воз-награждает или наказывает поведение для того, чтобы модифицировать его. Гештальт-терапевт верит в то, что нужно поддерживать пациента в переживании всего того, что по-следний испытывает в настоящий момент. Он верит вместе с Прустом: "Чтобы исцелить страдание, нужно пережить его полностью". Гештальт-терапевт, кроме того , полагает что естественное состояние человека - это единство, целостное бытие - не фрагментированное на две или более противостоящих час-тей. В естественном состоянии происходит постоянное изменение основанное на динами-ческом взаимодействии между Я и окружением. Кардинер отметил, что в развитии своей теории защитных механизмов, Фрейд пре-вратил процессы в структуры (например, процесс отрицания в свершившееся отрицание). Гештальт-терапевт видит изменение как возможность, когда противоборствуют противо-положные тенденции, что равнозначно трансформации структур в процессы. Когда про-исходит процесс, индивид открыт к участию в обмене с окружающей средой. Если разделенные, фрагментарные Я в индивиде играют отдельные, изолированные роли, гештальт-терапевт поддерживает коммуникацию между этими ролями; он может предложить им поговорить друг с другом. Если пациент отказывается от этого предложе-ния или сопротивляется, терапевт предлагает ему просто сосредоточиться полностью на его отказе или сопротивлении. Опыт показывает, что когда пациент отождествляется с от-дельнными фрагментами своей личности, происходит интеграция. Таким образом, будучи целостным он может становиться кем-то еще. Сам терапевт является человеком, который стремится не к изменению, а к тому, что-бы быть тем, кто он есть. Усилия пациента приспособить терапевта к каким-либо своим стереотипам о людях, таким как стереотип помощника или стереотип "собаки сверху", создают конфликт между ними. Разрешение ситуации достигается, когда каждый может быть в отношениях самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Терапевт также достигает изменения, когда стремится быть самим собой, находясь в контакте с другим человеком. Такой вид взаимоотношений ведет к тому, что терапевт может становиться максимально эффективным, когда он в наибольшей степени изменчив, потому что в то время когда он сам открыт изменению, у него, с наибольшей вероятно-стью, будет устанавливаться наилучший контакт с пациентами. Что же произошло за прошедшие пятьдесят лет, благодаря чему теория изменения, за-ложенная в работе Перлза, стала принимаемой, распространенной и ценной? Предполо-жения выдвинутые Перлзом не изменились, но изменилось общество. Впервые в истории человечества, человек обнаруживает себя в положении, когда он не столько вынужден адаптироваться к существующему порядку, сколько должен быть способным адаптиро-ваться к ряду изменяющихся условий. Впервые в истории человечества продолжитель-ность индивидуальной жизни является большей, чем отрезок времени необходимый для большого социального или культурного изменения. Более того, скорость этих изменений возрастает. Терапевты, которые ориентируются на прошлое и на индивидуальную историю дей-ствуют исходя из предположения, что если индивид однажды решит проблемы, связанные с травматическим событием имевшим место в его истории (обычно в младенчестве или детстве), впоследствии он будет готов иметь дело с окружающим миром; причем мир мыслится в данном случае как имеющий стабильный порядок. Однако на сегодняшний день, проблема возникает тогда, когда индивид вступает в отношения с изменяющимся обществом. Сталкиваясь с множественной, многоликой, изменяющейся системой, в поис-ках стабильности человек остается предоставленным самому себе. Чтобы разрешить про-блему, он должен достичь состояния, которое позволяет динамично и гибко развиваться во времени и одновременно поддерживать некий механизм сохраняющий центр его лич-ности. Он больше не может осуществить это с помощью идеологий, которые вышли из употребления, он должен сделать это с помощью явной или неявной теории изменения. Целью терапии становится не столько развитие хорошего, постоянного характера, сколько формирование способности к движению во времени при одновременном сохранении оп-ределенной индивидуальной стабильности. Хотя благодаря социальным переменам теория изменения уже стала насущной, пер-лзовское упорство и нежелание быть тем кем он был не позволяло ему с готовностью принять общество, даже несмотря на то, что общество уже было готово принять его. Пер-лзу приходилось быть тем кем он являлся вопреки, или возможно, даже благодаря оппо-зиции со стороны социума. Тем не менее , за время своей жизни он пришел к интеграции со многими профессиональными силами в своей сфере, таким же образом и отдельный индивид может достичь целостности с собственными отчужденными частями благодаря эффективной терапии. Область интереса в психиатрии сейчас распространилась за пределы отдельной лич-ности, т.к. становится очевидным то, что большинство критических проблем произраста-ют не из нас как отдельных индивидов, а из общества, которое удерживает личность в ее обособленности. Я уверен, что изменение теории, очерченное здесь применимо также к социальным системам, которые регулярно изменяются внутри больших социальных сис-тем в направлении интеграции и холизма; основной функцией таких агентов социального изменения является деятельность вовне и внутри организации, которая преследует цели постоянного изменения динамического равновесия внутри и вне ее. Это требует того, что-бы система становилась сознающей существование отчужденных частей внутри и вне се-бя; это может привнести в ее развитие функции, которые сходны с процессами идентифи-кации в индивиде. Сначала появляется осознавание внутри системы, свидетельствующее, что отчужденные части существуют. Впоследствии эти части принимаются как законные отпрыски единой функциональной потребности, которая является очевидной, намеренно мобилизованной и наделенной полномочиями также как и явная сила. Это является пово-ротным пунктом: вести к коммуникации с другими подсистемами, и фасилитировать ин-тегрированное, гармоничному развитие целой системы. С ускорением перемен, в критический период жизни человечества, найден необхо-димый метод социального изменения. Представленная здесь теория изменения уходит корнями в психотерапию. Она развилась как результат двухсторонних терапевтических отношений. Но она предполагает, что эти же принципы приемлемы для социальных изме-нений, т.к. процесс индивидуального изменения равносилен микрокосму процесса соци-ального изменения. Несоответствующие друг другу, дезинтегрированные, противоречи-вые элементы представляют основную угрозу как для общества, так и для индивида. От-деление старых людей от молодых людей, богатых от бедных, черных от белых, ученых от служащих и т.д. - одни отделены от других возрастным, географическим, социальным разрывом. И это является угрозой выживанию человечества. Мы должны найти пути свя-зывания этих разделенных частей, пути интеграции одной системы с другими. Парадоксальная теория социального изменения предложенная здесь основана на стратегиях развитых Перлзом в его гештальт-терапии. Они являются применимыми для общественных организаций, общественного развития и других процессов изменения со-гласующихся с демократической политической структурой.
|