Приморское краевое общество психиатров
Главная | Регистрация | | Вход
 
Воскресенье, 17-Декабрь-2017, 20:00:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Последние новости
[05-Апрель-2017]
Всемирный день здоровья 2017 - Депрессия: давай поговорим 
[25-Декабрь-2016]
Итоги IX Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» 
[30-Октябрь-2016]
РОП: Журнал "Социальная и клиническая психиатрия" Том 26 (2016), выпуск 3 
[30-Октябрь-2016]
Врачи в Приморье зарабатывают почти 55 тысяч рублей. Новости 24. 28.10.2016. 
[16-Октябрь-2016]
НПА России выпустила книгу Йозефа Берце и Ханса Груле «Психология шизофрении» 
[16-Октябрь-2016]
Завершена работа над формированием полного электронного архива номеров «Независимого Психиатрического Журнала» 
[05-Октябрь-2016]
С 6 по 8 октября 2016 года во Владивостоке пройдёт научно-практическая конференция "Детство и семья в современном мире" 
[01-Октябрь-2016]
Россия заняла последнее место в рейтинге эффективности здравоохранения — Bloomberg 
[28-Сентябрь-2016]
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ - 2016 
[30-Август-2016]
Гены неполного среднего 
Категории раздела
Психическое здоровье [357]Психические расстройства [191]
Медицина и смежные науки [82]Здравоохранение [125]
Другие науки [17]Общество [56]
ДВ регион [15]Разное [39]
Реклама [1]
Рекламные объявления, относящиеся к мероприятиям в области психиатрии, психологии, психотерапии и т.п., требующих финансовых затрат от их участников.
Теги
сон (15)
РОП (9)
FDA (5)
БАД (4)
ВОЗ (4)
ЧМТ (4)
Главная » 2011 » Июль » 29 » Виталий Ковалев РОССИЯ: ТРИ ИСКУШЕНИЯ
21:27:32
Виталий Ковалев РОССИЯ: ТРИ ИСКУШЕНИЯ
На этой странице предполагается время от времени бросать мимолетный взгляд на нашу меняющуюся реальность – внутреннюю и внешнюю – с надеждой понять ее и тем самым изменить. Попробовать пред-ставить, что бы о нас сегодняшних сказал Гегель. Это чрезвычайно трудно, но тем и маняще. А если сказать прозаичнее, перед вами всего лишь колонка комментатора.

Снова пришел день, пустой, как и длинная череда предыдущих. Все давно остановилось вокруг, угасли чувст-ва, поникли мысли. Неподвижность, безветрие. Суета не в счет. Прошлое кануло в бездну беспамятства, бу-дущее стоит непроходимой темной стеной на расстоянии вытянутой руки, а настоящее… Оно похоже на глу-бокий холодный колодец, в котором мы навсегда заточены. Навсегда ли?

"Из страны словно выкачали воздух"
Невеселые мысли приходят в голову при взгляде на ту действительность, в которую мы сегодня по-гружены и которую сами же создали. Огромное пространство на одиннадцать часовых поясов, назы-ваемое Россией, еще по инерции считается страной, но по сути уже не страна, а сторона. Сторона (родная сторонка!), противолежащая всему остальному миру. Противо-лежащая, потому что мир жи-вет, к чему-то стремится, куда-то несется, Россия же лежит, распласталась по своей территории, впав в тяжелый летаргический сон. Из нее будто вынули душу, а то, что осталось, – всего лишь тело со своими примитивными рефлексами. По горькому замечанию писателя Дмитрия Быкова, «из стра-ны словно выкачали воздух».
Есть такое странное выражение: «российский народ». Все ощущают нелепость этого понятия, по-скольку ему ничего не соответствует в реальности. В современной России нет народа. Есть населе-ние, люди, жители здешних краев, но нет народа. Народ – это нравственное целое общества, имеющее свою политическую форму в виде государства. О нравственном целом российского насе-ления разговора нет, хотя бы потому, что нет у него настоящей устойчивой исторической памяти, связывающей единой нитью судьбы поколений. Достаточно вспомнить о бесчисленных никому не нужных, безвестных могилах защитников отечества среди лесов и полей страны.
Народ свою субъектность обычно определяет в форме государства, но в России оно прекрасно жи-вет себе и без народа. Такое вот бессубъектное государство. Чем кормится, на чем произрастает эта квазигосударственность? Ее питательной почвой является какая-то роковая неспособность рос-сийского общества к самоорганизации, его поразительное равнодушие к собственной судьбе, все-общие безволие и апатия. В такой стране и с такими людьми можно делать что угодно, чем успешно пользуется вконец одуревшее от бесконтрольности безответственное, узколобое властное сосло-вие. Да оно и не сословие вовсе, а просто паразитирующее на умирающем теле некогда могучей страны прожорливое отродье.
Как могло случиться такое, за какие смертные грехи Господь уготовил России этот печальный итог? Неслась Русь-тройка во весь опор и со всего маху полетела в бездонную пропасть. Толи выскочила напрочь из истории, толи потерпела в ней полное фиаско. Попробуем спокойно осмыслить случив-шееся, посмотрим, зажав чувства в кулак, где залегают корни нашей общей трагедии.
Слава, власть, деньги
Хорошо известен джентельменский набор объяснений грустной судьбы России.
1) Во всем виноваты коварные, лютые, злокозненные враги, внутренние и внешние, живущие лишь одной мечтой – уничтожение России.
2) Вся вина лежит на своекорыстной, тупой, бессовестной, зажравшейся (нужное подчеркнуть) вла-сти, а народ, он богоносец, – ну, может, и не святой, но наивный сверх меры и невинный как дитя.
3) Народ достоин своего правительства, раз терпит его, оба сапога пара и т.д., и вообще истоки всех бед надо искать в менталитете нации, а то и в метафизической предопределенности ее историче-ского пути.
Все вопли, стоны и сетования ввиду их ничтожности сразу же отбросим в сторону, да и метафизиче-ские крайности нам никчему. Россия и все мы, как выразился где-то журналист Артемий Троицкий, отбываем наказание за какие-то серьезные кармические прегрешения. А если конкретнее, мы пожи-наем плоды того смыслообразующего выбора, который страна сделала однажды в прошлом и про-должала упорно держаться его вплоть до настоящего времени. Что же это за выбор?
Иисус Христос, как говорится в Евангелиях, удалившись в пустыню перед началом своей проповед-нической миссии, был там искушаем дьяволом. Расчет князя мира сего был прост: вот, человече, бери ценности земные, сколько хочешь, – зримые, понятные, приносящие мгновенное удовольствие. Чего еще надо? Дух, свобода, жизнь вечная – всего лишь химеры воспаленного сознания, ими сыт не будешь. Бери от жизни все, ведь однова живем. Сатана, короче, предлагал Иисусу хлеб и счастье взамен свободы и духовных дерзаний. Иисус выбрал свободу («Не хлебом единым жив человек») и стал Христом, помазанником Божьим. У нас же, помнится, в советские годы на полном серьезе но-сились с лозунгами: «хлеб всему голова», «будет хлеб, будет и песня». Те, кто выбрал хлеб вместо свободы, не получили в итоге (вот она, дьявольская обманка!) ни хлеба, ни свободы, ни песни.
Все, чем враг рода человеческого искушал Христа, сводится к трем банальным до неприличия ве-щам. Это слава, власть и богатство (сейчас, скорее, деньги). Именно сии трое, сущие демоны, суть главные слуги дьявола, с помощью которых он лихо управляет грешным миром. Даже без вся-кого религиозного пафоса, говоря на общеупотребимом языке, можно отметить, что эта троица (как раз не святая) является, скорее всего, определяющим фактором и мотивом значительной доли че-ловеческих деяний. Некоторые, кто поциничнее, считают, что всех без исключения дел. Они, навер-ное, думают, что Христос воскрес, а мы остались. Во всяком случае каждый может поскрести себя, свою душу и определить, как глубоко засели в ней эти демоны.
На Руси издавна как будто презирались слава, власть и деньги, а тех, кто к ним стремился, мягко го-воря, не любили. Как же – святая Русь! Откуда все-таки эта нелюбовь? И что скрывается за ней?
О нашей святости лучше помолчим и копнем чуть глубже. Нам, конечно, стыдно, но, признаться, лю-бим, любим мы все это! Имеет место обычная психологическая инверсия: поносим, и лучше бы при-людно, то, что где-то внутри, часто неосознанно, любо нам, но внешне, среди окружающих порицае-мо. От любви до ненависти расстояние маленькое. Любит русский человек покрасоваться и повые-живаться, чтобы его заметили, и слава бы о нем пошла. И тут же тебя осадят, поставят на место: будь как все, не высовывайся. А уж как звереет тот, кто дорвался до власти, особенно если прежде был ничем, как упивается своим положением. Говорят же: хуже нет, чем когда из грязи в князи. Но власть при этом клянется в трепетной любви к народу и заявляет, что только во имя всеобщего бла-га пашет на своем посту, «как раб на галерах». А что до богатства, то происхождение данного слова от слова «бог» о многом говорит. Та же повсеместная ненависть к богатеям проистекает из элемен-тарной зависти к их достатку.
Пора бы перестать притворяться и признать тайный, а теперь уж и явный выбор России, породив-ший ее полную невиданных страданий и преступлений историю и приведший к полному омертвению ее души и тела. Три искушения, которым Россия последовательно поддалась, составили суть трех известных периодов ее истории: имперского, советского и постсоветского. Рассмотрим этот путь подробнее.
Долгий путь в никуда
Три эпохи, через которые прошла Россия (третья близится к завершению) за последние более чем три столетия, представляют собой последовательную смену смыслообразующих принципов, реали-зация которых в действительности составила особенности каждой из них. Имперская Россия созда-валась, жила и развивалась под знаком идеи славы, величия державы. Советская страна возникла и держалась идеей власти, притом власти в ее чистом виде – диктатуры. Постсоветская Россия – это так очевидно – уродливое порождение одной, но пламенной страсти – жажды денег, богатства, ос-новным источником которого является воровство и насилие.
На рубеже 17-18 веков петровские реформы, прорубив окно в Европу, ввели Россию, дотоле варив-шуюся в котле азиатчины, в круг мировой истории. Как могла заявить о себе миру отсталая, но ки-чащаяся своими необъятными размерами Московская Русь? Подростковая закомплексованность России требовала себе компенсации, и она была найдена – величие державы. Тем более что страна была могущественна по внешним параметрам: богата бескрайними просторами, изобильна природ-ными ресурсами и многолюдна. Так поднялся из недр сознания нации имперский дух, ставший глав-ной скрепляющей силой государства и общества. Вящей славе империи была посвящена и предна-значена в России жизнь отдельного человека, всех сословий и всего государственного устройства.
Пока дух был молодой, империя неуклонно расширялась, множился счет «великих» побед – от пет-ровских завоеваний и славного века Екатерины до победоносной (за счет тяжелых жертв) войны с Наполеоном. Но уже в середине 19 века имперский задор стал слабеть (Крымская война), и в начале двадцатого этот дух бесславно сдулся, сначала получив унизительное поражение от маленькой Японии и затем окончательно задохнувшись в окопах Первой мировой. Сквозь одряхлевшее тело империи уже прорастала иная поросль, поднимал голову жестокий, бездушный дух власти.
Униженность, классовый гнет, претерпеваемый низшими слоями российского общества, казалось бы, толкал их к борьбе за свободу, но не свобода была настоящей целью взбунтовавшегося народа. Подлинной пружиной, поднявшей массы против устоявшегося порядка, была жажда власти, которая бы позволила им расправиться с их вековыми угнетателями и поделить их имущество, желательно поровну, между собой. Захваченная власть с первых же минут революции была употреблена чернью для жесточайших массовых убийств, грабежей и издевательств над бывшими господами. Ничто, ос-таваясь таковым, стало всем.
Ничто, получив власть, способно удержать ее лишь путем насилия и тотального террора, так как внутренняя пустота этого властителя не может предложить ничего содержательного миру. Это го-лая, абсолютная власть, «фурия исчезновения», как ее, говоря о якобинской диктатуре, определил Гегель, единственным произведением которой является смерть, притом, по словам философа, «самая холодная, самая пошлая смерть, имеющая значение не больше, чем если разрубить кочан капусты или проглотить глоток воды». Не зря в коммунистической России якобинцы были в большом почете, диктатура и так называемое революционное правосознание стали основой всего миропоряд-ка, а смерть и ненависть – главными распорядителями жизни.
Еще хватает тех, кто продолжает до сих пор верить в сказки о социализме, народовластии и высоких благих целях советских вождей и начальников. Освальд Шпенглер, немецкий философ начала про-шлого века, писал: "Социализм – вопреки внешним иллюзиям — отнюдь не есть система милосер-дия, гуманности, мира и заботы, а система воли к власти. Все остальное — самообман». Ницше, как видно, не понимал, что он провидел! К тому же стоит провести частотный контент-анализ трудов пламенного борца за народное счастье Ленина, чтобы увидеть, что слово «власть» у него повторя-ется гораздо чаще других.
Террор как способ осуществления власти, достигнув апогея при правлении Сталина и выкосив прак-тически без разбора миллионы людей, стал постепенно угасать, на смену людоедским временам пришли относительно вегетарианские, ожесточение прошло и вскоре оказалось, что без прямого принуждения и атмосферы всеобщего страха такая власть не в состоянии себя реализовать. Крот истории работал без устали, разложение и упадок шли очень быстро, власть коммунистов потеряла остатки доверия общества и к началу 90-х канула в ту же бездну, откуда и пришла. Идея власти как таковой, желание тиранической железной руки померкло и ушло в подполье общественного созна-ния. Туда же ушла и имперская идея, продолжая вместе с идеей власти время от времени ворочать-ся там, в мглистой глубине, и спорадически вызывая неожиданные приступы тоски по былому вели-чию России и всевластию вождей пролетариата.
Ни имперский дух, ни воля к власти не исчерпали до дна загадочную русскую душу, и она пошла на третий заход – пробудилась к ненасытному обогащению. С 90-х годов 20 века открылась самая ци-ничная и лукавая эпоха в истории России – эпоха всесилия денег. Все идеи умерли, идеологии за-чахли, мифы потускнели, осталось одно – строгать капусту. Дух чистогана овладел страной. Так бесстыдно, нагло и часто жестоко не делают деньги, по-видимому, нигде в мире. Почти весь бизнес построен на обмане, шантаже, нечистоплотности деловых отношений. Криминализация экономики достигла невиданных масштабов. Колоссальные состояния делаются путем рейдерских захватов, распила бюджетных средств, выжимания последних соков из доставшейся от советских времен ин-фраструктуры. И все это на фоне беспросветной нищеты основной массы населения, обреченного на деградацию и вымирание.
В современной России все покупается и все продается. Ради денег матери отдают своих детей на органы, армейское начальство передает оружие бандитам и террористам, деятели культуры, засу-нув совесть подальше, расстилаются перед властью. Произошло полное сращение денег и власти, которое нельзя назвать коррупцией, потому что коррупцией называют продажность чиновников как отклонение от нормы, а у нас норма заключается в том, что госаппарат давно приватизирован чи-новничьим классом, использующим институты государства в качестве средства своего обогащения.
Понятно, что такое с позволения сказать государство ни на что конструктивное не способно, кроме дикого, беспрецедентного воровства, совершенно безответственно перед обществом и на всех па-рах тащит страну к катастрофе. Сама же система политической власти в России – это искусственно построенная пирамида, стоящая на своей вершине, обязанная существованием своему творцу - Пу-тину. Поэтому на самом деле она крайне неустойчива и при известных условиях может обвалиться в одночасье.
Воронья слободка
В последние несколько лет среди думающей публики нарастают пессимистические настроения, зре-ет предчувствие приближающегося конца. В Интернете все гуще идут высказывания о безнадежно-сти нашего положения и о том, что надо скорее валить отсюда, пока не поздно. Эта засасывающая воронка надвигающейся беды напоминает истерику обитателей Вороньей слободки из «Золотого теленка», наперед уверенных, что она обязательно должна сгореть. И слободка таки сгорела, подо-жженная самими жителями, не вынесшими напряжения ожидания предполагаемой беды. В отноше-нии же России печальная развязка уже вряд ли зависит от настроений и намерений ее обитателей. Как говорится, раньше надо было думать. Но даже и сейчас не то что каются, – куда там! – а с тупо-стью и надменностью все пытаются «встать с колен», чтобы окончательно надломиться и рухнуть, как пустой ствол давно высохшего дерева.

Деньги Власть Слава
21/08/1991 7/11/1917 14/06/1696
19/06/1995 24/04/1929 16/11/1730
24/11/1998 9/08/1939 1/10/1761
23/12/2001 6/11/1948 22/06/1789
23/09/2004 6/02/1957 22/03/1814
3/03/2007 31/05/1964 4/03/1836
29/05/2009 24/02/1971 16/05/1856
20/05/2011 27/01/1977 25/02/1874
1/03/2013 24/05/1982 16/02/1890
14/10/2014 9/04/1987 1/10/1904
28/03/2016 21/08/1991 7/11/1917

В этой таблице показаны соответствия моментов времени в трех витках исторической спи-рали России. Каждый виток разбит на десять эонов, представляющих собой его смысловые этапы развития. Почему именно десять эонов в каждом витке, это уже выходит за рамки со-держания данной статьи.

Далее зададимся вопросом: можно ли, исходя из сказанного, спрогнозировать, хотя бы приблизи-тельно, будущую границу текущего периода российской истории? Отвечу, не без доли самонадеян-ности: можно, и не просто спрогнозировать, а легко вычислить. Ход человеческой истории не есть нечто безразмерное, но следует, как и всякий процесс, некоторому скрытому до поры до времени от людских глаз закону, имеющему также и количественное измерение.
Присмотримся к длительности первых двух из рассмотренных периодов. Старт эпохе славы дал Петр Первый, начав свою бурную деятельность с Азовских походов. Начнем отсчет со второго, ус-пешного похода (первый был провальный). Это в основном июнь 1696 года. Окончательное завершение имперской эпохи произошло в результате большевистского переворота 7 ноября 1917 года. Итого жизни ее было около 222 лет. Эпоха власти длилась чуть менее 74 лет: 7 ноября 1917 года – 21 августа 1991 года. Видим, что второй период уменьшился по сравнению с первым практически в три раза. Мы же знаем, что время бежит все быстрее! Теперь нам остается предположить, что ускорение времени остается неизменным, и, значит, эпоха денег продлится чуть менее 25 лет. А если быть совсем точным, то вычисления показывают, что финал наступит 28 марта 2016 года.
Три периода выбранной Россией судьбы - это три витка скручивающейся логарифмической спирали с шагом, равным трем. Внутренняя структура каждого витка подобна остальным и потому между ни-ми происходят постоянные смысловые переклички, в чем можно легко убедиться, проведя сравни-тельный анализ периодов. Хотя последний виток еще не завершился, но спираль времени дает воз-можность заглянуть одним глазком в наше общее будущее, которое резонирует с соответствующими секторами прошлых периодов. Например, нечто, перекликающееся с «перестройкой», начнется в феврале 2014 года и продлится два года, а перед этим в течение почти двух лет будет полоса реак-ции, время завинчивания гаек. Отсюда нетрудно догадаться, кто в 12-ом году станет президентом. Также можно предположить, что Ходорковский выйдет на свободу в сентябре 2014 года.
Воронья слободка скорее всего сгорит, но что будет потом, после того, когда ничего не будет? Сего-дня о дне послезавтрашнем можно только гадать. Может, козы будут пастись на космодромах и ядерных полигонах, может, дикий гунн будет бродить среди пепелищ на месте больших городов… А может, если без чрезмерной апокалиптики, распавшиеся куски страны соберутся со временем в конфедерацию или ассамблею земель и начнется трансисторическая эпоха России. Кто знает. Мне же все чаще приходят на ум слова Томаса Джефферсона: «Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну».

http://www.hegel.ru/comments/column.html
Категория: Общество | Просмотров: 1846 | Добавил: AAF | Рейтинг: 1.5/2

Похожие материалы:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Новые публикации
Влияние атипичных антипсихотиков на проявления депрессии при терапии шизофрении Г.Э. Мазо, М.В. Иванов
РОП: Свод этических принципов и правил проведения судебно-психиатрической экспертизы
РОП: Кодекс профессиональной этики психиатра
Бардина С.М. "Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии»
Хэррис Р. Ловушка счастья. Перестаем переживать – начинаем жить
Клинические рекомендации по диагностике и лечению панического расстройства и генерализованного тревожного расстройства
Новое на форуме








Мы рекомендуем:
Статистика

Сейчас на сайте/форуме всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

дней

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования


Locations of visitors to this page

Приморское краевое общество психиатров © 2007-2017