Исихазм и психиатрия
| |
Michael | Дата: Воскресенье, 31-Января-2010, 10:20:37 | Сообщение # 1 |
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
| ИСИХАЗМ (от греч. hesychia – покой, - безмолвие, отрешенность) - целокупное учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожение души и тела. Высочайшей целью исихазма является преображение и обожение всего человека по образу воскресшего Иисуса Христа. http://www.hesychasm.ru/index.php Недавно познакомился с этим понятием исихазм. Основная ритуальная практика - умное делание, когда отшельник по 1000-1200 раз на день повторяет так наз. Иисусову молитву, которая состоит всего из нескольких слов. Заинтересовало такое предположение, можно ли посмотреть на это явление с психиатрической стороны. 1. Кто идет в исихасты 2. Аналоги каких современных психотехник в нём используются ... Ну, все возможные предположения по теме. Заранее благодарю за любые отклики.
тел. +79025246842
|
|
| |
sergey | Дата: Воскресенье, 31-Января-2010, 18:14:00 | Сообщение # 2 |
Специалист
Группа: Заблокированные
Сообщений: 421
Статус: отсутствует
| Вы же на психиатрическом сайте. За исихастами мы наблюдаем каждый день. То что они повторяют по 1000 - 1200 раз в день, да еще, наверное, мотаются взад- вперед - так это яктация.
|
|
| |
sergey | Дата: Понедельник, 01-Февраля-2010, 19:06:03 | Сообщение # 3 |
Специалист
Группа: Заблокированные
Сообщений: 421
Статус: отсутствует
| Ну, я в шутку, хотя в каждой шутке, есть доля... так вот эта доля здесь есть - присмотритесь к молитвам иудеев - они и умно делают и головой мотают, как при яктации - так что не надо... про исихастов. Хотя, может быть, тут и выявится какая-то новая психосимптоматика, уж больно старая надоела.
|
|
| |
Michael | Дата: Понедельник, 01-Февраля-2010, 19:43:56 | Сообщение # 4 |
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
| Нет, sergey, это не совсем шутки, вот посмотрите лучше, что мне на других форумах написали по этой же теме. Чтобы говорить об исихазме необходимо прежде ознакомиться с учением церкви об обожении, о божественных энергиях и видении Бога. Догматически это учение сформулировано Григорием Паламой и его сторонниками в 14 веке. В систематическом виде изложено В.Лосским в книге "Видение Бога". Есть еще так называемый трактат "О внутреннем безмолвии", приписываемый Симеону Новому Богослову, вообще много полезного на эту тему можно найти в "Добротолюбии". Из современных русских богословов о созерцательной стороне монашеского делания хорошо пишет архиепископ Илларион Алфеев. Софроний Сахаров в книге "Старец Силуан" описывает практический опыт умной молитвы. Очень занимательно, но догматически точно о видении Бога пишет Льюис ("Пока мы лиц не обрели"). В исихасты никто не идет сам, а только по благословению опытных старцев.До этого монах подвизается во внешнем делании: старается искоренить страсти, покорить свою волю Богу и таким образом достичь смирения. Понятие "смирение"- это тоже отдельная статья, очень отличается от обычного мирского. Гордому человеку в исихиастирии делать нечего, легко можно повредить психику или, как принято говорить в православии, - впасть в прелесть. В литературе описываются разные техники соединения Иисусовой молитвы с дыханием (можно полистать "откровенные рассказы странника своему духовному отцу"). Но все они считаются лишь вспомогательными упражнениями, а главным - действие благодати Духа Святаго( о том, что испытывает человек, находясь под действием благодати можно также прочитать в беседе преп.Серафима Саровского с Мотовиловым). И еще. В современном православном быту слово "исихаст" стало чуть ли не ругательным, почти то же, что шизофреник. Многие хотят увидеть Бога, но бояться увидеть себя. А именно это видение, самоанализ, если хотите,- есть необходимое условие на пути к внутреннему безмолвию. Да, еще. Очень хорошо пишет о связи человеческой психики и религиозного сознания сербский богослов,психолог, медик Владета Еротич.
тел. +79025246842
Сообщение отредактировал Michael - Понедельник, 01-Февраля-2010, 19:51:38 |
|
| |
Michael | Дата: Понедельник, 01-Февраля-2010, 19:46:18 | Сообщение # 5 |
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
| И вот я сразу нашел поиском три книги сербского психиатра и психотерапевта Владеты Еротича 1. Корабль Спасения. 40 вопросов православному психотерапевту. Владета Еротич, изд-во Сибирская Благозвонница, 2007, 192 с. Книга известного у себя на родине известного писателя и психолога Владеты Еротича (род. 1924 г.), по благословению Патриарха Сербского Павла, выдержала пять изданий, что само по себе говорит о ее востребованности. Она обращена к людям, ищущим дорогу к храму.Автор выступает здесь как целитель и миссионер одновременно. Врачебная этика и внутренняя культура человека, постоянно живущего на стыке разных религий, помогают Владете Еротичу понять настроение своих слушателей. Ощущение доброжелательности, готовности придти на помощь в сложных лабиринтах жизни не покидают, когда читаешь эти страницы. «Господь, - говорит автор, - каждому из нас дарует в этой жизни лучшее, прежде всего – веру. Но человек должен первым сделать свой шаг к Богу».По благословению епископа Моравичского АНТОНИЯ. 2. Еротич В. Христианство и психологические проблемы человека Издательство Московской Патриархии, 2009, 480 с. Наша книга о вере и жизни современного человека. Она будет в равной степени интересна как священникам, преподавателям богословия, психологам и психиатрам, так и широкому кругу православных верующих, особенно тем современным людям, которые не вполне определились со своей верой, но задумываются над жизнью, ее смыслом и ценностями. Одна из основных целей книги, как пишет сам В. Еротич, — это помощь читателям вновь отыскать веру, которую они потеряли, обрести ее, если ранее веры не было, и укрепить, если она у них присутствует. Автор ставит перед читателем ряд важнейших проблем, размышляя одновременно о путях возможного их разрешения. Среди них: место и роль религии в жизни человека, связь религиозности с состоянием психического здоровья человека, взаимосвязь нездоровой веры и нездоровой психики, возможные пути преодоления болезненного состояния в вере и психике, и многие другие актуальные проблемы. Владета Еротич — православный врач-психиатр, практикующий в течение 50 лет, доктор богословия, заведующий кафедрой пастырской психологии в Богословском институте в Белграде, автор многих научных трудов и публикаций. 3. Владета Еротич. Психологическое и религиозное бытие человекаИздательство: ББИ, 2008, 224 с. http://www.ozon.ru/context/detail/id/3747605/ 4. Есть ещё и четвертая, вышедшая не так давно в соавторстве с отечественными психиатрами
тел. +79025246842
|
|
| |
Michael | Дата: Понедельник, 01-Февраля-2010, 19:47:51 | Сообщение # 6 |
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
| Вот ответ на мой следующий вопрос: Нет ли какой-либо литературы, чтобы можно было себе более полно представить бытовую сторону аскезы, где жили, чем питались, сколько времени занимал этот быт. Примерно такого плана. ========================== Что касается практики аскезы, об этом можно почитать в патериках, например, в Афонском или Валаамском, в Житии Симеона Нового Богослова написанном Никитой Стифатом, в житии Серафима Саровского. Правда все эти источники, как и вообще древние жития святых изобилуют преувеличениями и изрядно приукрашены. А вот"Старец Силуан"- книга уникальная, настолько правдивая, что ее автора, тоже удивительного подвижника, архимандрита Софрония Сахарова многие монахи в пух и прах ругали за такую откровенность. "В горах Кавказа" монаха Меркурия- о попытках возродить традиции исихазма в 20 веке( не путать с книгой "На горах Кавказа"); записки Игумена N. "Сокровенный Афон", несколько книг-воспоминаний об афонском старце Иосифе Исихасте. Прошу прощения, что не даю ссылок, думаю, что все это можно найти без особого труда. Если захотите копнуть поглубже( ведь традиции монашеского аскетизма не вдруг возникли), можно обратиться к монографии Сидорова А.И. "Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества". Ну вот, пожалуй, и все, что на мой скудный ум пришло. Желаю удачи.
тел. +79025246842
|
|
| |
Michael | Дата: Понедельник, 01-Февраля-2010, 20:33:38 | Сообщение # 7 |
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
| Quote (sergey) ... присмотритесь к молитвам иудеев - они и умно делают и головой мотают, как при яктации - так что не надо... про исихастов. Хотя, может быть, тут и выявится какая-то новая психосимптоматика, уж больно старая надоела. Да, я бы присмотрелся, только негде и не верую. Атеист с третьего класса, со второй четверти. В бывший клуб кондитерской фабрики, где теперь синагога не хожу, ибо не еврей. И что значит не нада, надо, именно для вас и надо. А новой симптоматики в психиатрии не предвидится, это точно, как можно всю жизнь работать в большой психиатрии ... Наверное, это подвиг длинною в жизнь.
тел. +79025246842
|
|
| |
Michael | Дата: Понедельник, 01-Февраля-2010, 20:41:38 | Сообщение # 8 |
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
|
тел. +79025246842
|
|
| |
sergey | Дата: Вторник, 02-Февраля-2010, 20:45:56 | Сообщение # 9 |
Специалист
Группа: Заблокированные
Сообщений: 421
Статус: отсутствует
| Красивое изобрАжение - в смысле образ - это Христос, которого Вы, так по смыслу поста, приводите как исихаста. Соглашусь. Конечно, печальный, депрессивный - где-то абуличный. Это ступор. Кататоническая симптоматика. Т.е. это больной " по нашему" исихаст. И , поскольку, Христос - это квинтэссенция человека и человечества, то не исихазм и психиатрия , а все - психиатрия , где много чему есть место и не только исихазму.
|
|
| |
Michael | Дата: Среда, 03-Февраля-2010, 13:49:36 | Сообщение # 10 |
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
| Quote (sergey) не исихазм и психиатрия , а все - психиатрия , где много чему есть место и не только исихазму. Хочется надеятся, sergey, что это ваша очередная шутка без смайлика. Интересно, есть ли у такого, если можно так выразиться, панпсихиатрического отношения к реальности свой соответствующий термин ... Нет, Христа я сюда поставил во многом случайно, просто подвернулся. На мой взгляд, он как-то больше иллюстрирует предмет обсуждения, чем мгновенно всплывающие образы наших соотечественников с яктациями. А если более серьезно, то идея обожения, т.е. богоуподобления, составляющая ядро исихазма, на мой взгляд, хотя косвенно иллюстрируется этой картиной. А вообще об изображениях в христианстве и православии, в частности, можно говорить долго. Правило "не вносить идолов в храм" в русском православии существует, насколько я знаю, со времен крещения Руси. В своё время на Урале, видимо об этом позабыли, благодаря чему сейчас в Перми существует Музей деревянной скульптуры. В Англии барельефы и живопись то наносили, то срубали полностью и т.д. sergey, с депресивностью Христа на картине, пожалуй, спорить трудно. Надеюсь, тексты отражающие прямую речь Христа от первового лица, как бред громадности Котара, мы рассматривать не будем? И мне всегда казалось, что сочетание депрессии и абулии несколько надуманно, т.к. очень различается ВКБ (внутренняя картина болезни), в первом случае, человек, как правило, тяготится своим состоянием, а втором нисколько. Да и что тут указывает на кататонию, может лишь какие-то микрокататонические симптомы, которые в фиксированной позе и заметить-то невозможно. Меня другое настораживает, да простят меня люди верующие. Если вы замечали, особенно в транспорте, молодым людям в активном репродуктивном возрасте свойственно широко расставлять ноги, оказывается и у этого есть свое натуралистическое объяснение. Сперматогенез идет при температуре ниже 36,6 С.
тел. +79025246842
|
|
| |
sergey | Дата: Среда, 03-Февраля-2010, 20:15:52 | Сообщение # 11 |
Специалист
Группа: Заблокированные
Сообщений: 421
Статус: отсутствует
| То что Христос был вялотекущим шизофреником ( простая форма ) исследованная и доказанная вещь. И он был как реальное физическое лицо тоже. Это нисколько его не умаляет. Мы же знаем многие примеры великих людей с конкретными психическими эндогенными расстройствами. Наоборот, именно эти психические " расстройства" и сделали их великими. Но шизофрению как расстройство такие обстоятельства не поднимают и не опускают никуда. Потому что шизофрения это не болезнь. Поэтому - ну, сидит он там в пустыне в кататонии, ну и что ? Предлагать информацию - ее много - и просто так ее никто " переваривать" не будет, а вот вопрос задать ! Хотя, Вы задали, пардон, вопрос -Quote (Michael) есть ли у такого, если можно так выразиться, панпсихиатрического отношения к реальности свой соответствующий термин ... да, есть - жизнь.
|
|
| |
Michael | Дата: Четверг, 04-Февраля-2010, 14:37:11 | Сообщение # 12 |
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
| Quote (sergey) То что Христос был вялотекущим шизофреником ( простая форма ) исследованная и доказанная вещь. Очень любопытно, sergey, я бы даже сказал, архилюбознательно, и каким же образом? Была проведена посмертная экспертиза или это результат патографического исследования, внезапно завершившегося диагнозом? Полагаю, что оба эти пути слегка недостаточны, например, и в связи с тем, что за годы с 00 -го по 1911-й образ (работа Э.Блейлера) Христа претерпел значительные модификации как в общественном сознании, так и канонических текстах. Ну, это так, если не сказать прямо, что все это профессиональные байки. Quote (sergey) Наоборот, именно эти психические " расстройства" и сделали их великими. Что же эти заболевания так редко делают людей великими, даже поверхностное знакомство со статистикой приводит к выводу, что гипотеза ложная. И почему, например, коморбидность с другим заболеванием не повышает одаренность, а напротив, лишает её, как в случае с Фридрихом Ницше, который за последние 10 лет жизни после инсульта не написал ни строчки. Quote (sergey) Поэтому - ну, сидит он там в пустыне в кататонии, ну и что ? Да, вроде не в кататонии, к тому же поздних стадиях простой формы какая кататония? Или встречается? Quote (sergey) Quote (Michael) есть ли у такого, если можно так выразиться, панпсихиатрического отношения к реальности свой соответствующий термин ... да, есть - жизнь. Возможно, но очень напоминает профдеформацию, если даже не профдеструкцию
тел. +79025246842
|
|
| |
sergey | Дата: Четверг, 04-Февраля-2010, 20:35:37 | Сообщение # 13 |
Специалист
Группа: Заблокированные
Сообщений: 421
Статус: отсутствует
| У Вас как то все в кучу - не в укор - мы на разных языках говорим - МКБ 10 исключает болезнь, и я употребляю термин - расстройство. Вот, представьте - Вам товарищ говорит - " у меня расстройство желудка". Он же не говорит Вам - " у меня язвенная болезнь желудка". Хотя, потом, когда он сходит к врачу - он будет говорить и так. Но потом. Так и тут - я, как любой другой психиатр Вам говорю - У него расстройство. И вот если бы он сходил к врачу, то ему бы поставили диагноз Шизофрения - быстрее всего простая, как Вы верно заметили. До поздних ее стадий ( с уже хорошим эмоционально- волевым дефектом и с четко выраженными признаками кататонии) он не успел дожить по причине распятия его же своими же товарищами евреями, которые в последствии, видимо, с горя, молясь, стали впадать в яктацию. Ну, это тема вечная и бесконечная.
|
|
| |
sergey | Дата: Суббота, 06-Февраля-2010, 15:39:49 | Сообщение # 14 |
Специалист
Группа: Заблокированные
Сообщений: 421
Статус: отсутствует
| Реформаторство - это объективный признак психических расстройств, о которых мы тут постим. Оно же диссидентство . Психически больной не может приспособиться к миру. Его состояние нестабильно. Ему нужно все время изменять ситуацию. Отсюда же и наркомания - ясно ведь, что наркоманы психически ненормальны. Самые хорошие люди - это легко умственно отсталые. Они стабильны. Им не нужны революции ( сиречь реформы). А у Христа - наша родная " советская" вялотекущая шизофрения, а параноидная имеет понятные обывателю симптомы, которых у него не было.
|
|
| |
AAF | Дата: Воскресенье, 07-Февраля-2010, 10:58:38 | Сообщение # 15 |
Специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 453
Статус: отсутствует
| В этом континууме от "легко умственно отсталых" до "реформаторов" или "советских" вялотекущих шизофреников, созданном вашим воображением, имеется провал. Как его будуте заполнять? Невротиками и психопатами? Ведь, судя по вашим суждениям, ничего кроме психических расстройств на земле не существует. Даже иного мнения без патологии. Вспоминаются по этому поводу советы старого редактора "советского" психиатрического журнала: Если вы хотите опубликовать статью, то должны запомнить, что ничего и никогда на земле не существовало кроме шизофрении - вялой, скрытой, бедной симптомами, параноидной, кататонической и пр. Однако есть еще одно наблюдение, связанное с трансформацией взглядов психиатра. В самом начале своего профессионального пути он не видит, не примечает даже очевидных психических расстройств. Спорит, ходит даже на работу или домой к пациентам с целью разобраться в ситуации. На следующем этапе начинает ставить психиатрические диагнозы направо и налево, начитавшись книжек по психиатрии. Это похоже на болезни третьего курса студентов мединститута, правда они ставят диагнозы в основном себе. Третий этап ознаменован способностью разделять расстройства и здоровье. А на четвертом психиатру вдруг представляется, что за стенами больницы все больны, тогда как внутри все здоровы, в том числе и он. Понятно, что некоторые коллеги могут застрять на одном из этапов, могут быстро пройти все без исключения, а могут и регрессировать на какой-то из них.
|
|
| |
sergey | Дата: Воскресенье, 07-Февраля-2010, 16:34:56 | Сообщение # 16 |
Специалист
Группа: Заблокированные
Сообщений: 421
Статус: отсутствует
| Quote (AAF) ничего кроме психических расстройств на земле не существует. Конечно. Уж не нормальные же люди ? Нет, ну умственно отсталых я не беру ( они то - " нормальные").
|
|
| |
Michael | Дата: Воскресенье, 07-Февраля-2010, 18:45:45 | Сообщение # 17 |
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
| Quote (AAF) Понятно, что некоторые коллеги могут застрять на одном из этапов, могут быстро пройти все без исключения, а могут и регрессировать на какой-то из них. :D Ладно, когда речь идет о врачах, непосредственно с этим связанных. 08.01. когда вся страна догуливала последние деньки новогодних каникул у меня было первое занятие по этому исихазму. Читал, правда, не профессор С.В.Пишун, который совмещает должность ректора или проректора Уссурийского пединститута и зав.кафедры философии ДВГУ, а его аспирант, который тоже совмещает, но уже работу на ПТР и пишет свой "кирпич" тоже по русской религиозной философии, но другого периода по отношению к исихазму. Материал тяжелый, словечки все эти околорелигизные вызывают не то, чтобы уж совсем отторжение, но потихоньку вгоняют в транс, да и времени уже около 20 часов, сидим с самого утра, домой охота, сил нет. И тут один "краевой", т.е. из края товарищ (1956 г.р.), который перевелся с дистанционки (обучение ч/з компьютер), на которой он учится уже лет 7 по принципу, - сдаю с каждого курса все то, что попроще сдается, после слов преподавателя о чем-то таком двойственном, вопрошает, вероятно, чтобы как-то передохнуть, а заодно и решить наболевший вопрос повседневности - "А это правда, что 90% людей болеют шизофренией?". Аспирант, понятное дело, опешил, т.к. вопрос, очевидно, не по адресу, да и понять так сразу, какая связь между двуединой природой Христа и шизофренией, с непривычки сложновато. "Дневники", т.е. нормальные дети после школы, понятное дело, ему таких вопросов не задавали. Аспирант после паузы сказал что-то ёмкое в сторону и не по существу и лекция по исихазму благополучно пришла к своему финалу. Спустя неделю идет такая же лекция по исихазму, а этот же краевой товарищ, который всю неделю развлекал народ различными рецептами от всех болезней по типу телевизионного Малахова и методиками борьбы со стрессом (вдох, выдох задержать дыхание, опора на диафрагму и т.п.), вдруг опять задает тому же аспиранту свой старый вопрос про 90%. Смотрю, аспиранта надо выручать, и говорю: "Вот нас здесь в аудитории 8 человек, кто из нас здоровый, следуя логике ваших рассуждений?" Народ, конечно, посмеялся. А после занятий подхожу и говорю, мол, дорогой друг, как вижу, вы человек искушенный, откуда всё это в вас? ... Вот ни капли не вру, но после его ответа я вспомнил sergey, хотя знаком с ним почти исключительно по Интернету. "Я, - говорит, - дружу со многими врачами из Краевой психиатрической больницы в Уссурийске, мы много общаемся, иногда я как психолог, даже им помогаю". Я конечно, слегка растерялся, т.к. совершенно точно знаю, что наша группа не на базе высшего. Говорю, - а как же вы работаете психологом, если у вас нет высшего образования? Тут он "надул щеки", всем своим видом показывая какой он знающий, и как я мог этого не заметить. Не знаю, что мне это вдруг вспомнилось, хоть и понимаю, что рационального в моем пространном спиче, пожалуй, лишь о двуединой природе Христа для последующего критического анализа sergey, но вот, оказывается, индуцированное панпсихиатрическое мировоззрение не щадит даже знахарей.
тел. +79025246842
Сообщение отредактировал Michael - Воскресенье, 07-Февраля-2010, 19:31:47 |
|
| |
AAF | Дата: Воскресенье, 07-Февраля-2010, 22:26:28 | Сообщение # 18 |
Специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 453
Статус: отсутствует
| Забавная история. Michael. От души посмеялся. Не помешало даже то, что "студент" помогает коллегам в ПКПБ № 1. Пусть помогает, если им это нужно. И Малахов, ведь, то же нужен чуть ли не половине страны. Кстати это о многом говорит, но то что для потребителей Малахова врачи не авторитете - вне сомнений. Может консультации со "студентом" помогут?
|
|
| |
Lesanna | Дата: Вторник, 16-Февраля-2010, 10:51:52 | Сообщение # 19 |
Студент
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 55
Статус: отсутствует
| Привожу отрывок из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России". Для меня стало понятно, как возник исихазм, какое это явление имело значение в то время. "Поскольку русские владыки и их паства считали своим идеалом соблюдение канона византийского православия, отношения Руси с Константинополем претерпели существенные изменения. Палеологи, захватившие трон василевсов в 1261 г., оказались императорами без империи, владетелями полуразрушенного города, окруженного со всех сторон врагами. Басилевсы, не имевшие ни сил, ни средств, должны были искать союзников, самыми сильными из которых могли быть на Востоке – турки-османы, на Западе – крестоносцы. Поскольку турки наступали на Византию, а крестоносцы покинули Константинополь, то Палеологи попытались заключить договор с папским престолом и получить от Запада необходимую помощь, чтобы оттеснить турок и не дать мусульманам захватить Малую Азию. Но папский престол непременным условием помощи грекам поставил заключение религиозной унии. Это означало, что православная церковь должна подчиниться Риму и принять католический «символ веры», хотя и сохранив основные формы восточных церковных обрядов. В этническом смысле уния означала бы вхождение Византии в западноевропейский суперэтнос со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отметим и еще одно обстоятельство. Обещая грекам помощь в борьбе против турок, Рим был фактически не в состоянии эту помощь оказать. Войны с германскими императорами, особенно с Фридрихом II, альбигойцами, неудачи в Святой земле лишали престол возможности серьезно и действенно заниматься греческими делами. Да и положение самого папского престола было довольно шатко. Анжуйцы выгоняли из Неаполя Папу Николая III Орсини. Французы схватили и посадили в тюрьму Папу Бонифация VIII, причем один из его врагов, граф Колонна, даже ударил римского первосвященника по лицу. И кроме того, латиняне не особенно стремились помогать грекам: что им было беспокоиться о «схизматиках»? Тем не менее переговоры греческих императоров с папами начались, и, естественно, среди искренних православных греков возникла устойчивая оппозиция идее унии. Одним из центров оппозиции стало войско. Греческие полководцы хорошо понимали, что реальной помощи от Рима получить невозможно, а значит, защищаться все равно придется самим. Вторым оплотом оппозиции стали православные интеллектуалы – священники и монахи, отвергавшие унию принципиально, по теологическим соображениям. Поскольку в столице противников унии не жаловали, поборникам православия приходилось покидать Константинополь, и они начали уходить в монастыри на горе Афон. Так как Афон тоже подчинялся центральному правительству, то и пребывание там особых возможностей для религиозной пропаганды не давало. Тогда православные монахи Афона создали новую форму религиозной жизни – исихазм (от греч. hesychia – покой, безмолвие). Исихасты, приняв обет молчания, говорили только в редких случаях, когда это было необходимо. Понятно, что против монахов-молчальников правительство оказалось бессильно. Так и сложились в Византии два религиозных центра: стремившийся к унии Константинополь и Афон, не только продолжавший православные традиции, но и развивавший их. Родилась новая религиозная система, которая в том же XIV в. была перенесена на Русь. На Руси люди были прекрасно осведомлены о подоплеке религиозных споров в Византии. Русичи признавали духовную власть константинопольского патриарха, но не могли не понимать, что поскольку патриарха ставил император, склонный к унии, то практически подчиняться ему означало действовать во вред себе. А вот учение афонских монахов вполне соответствовало устремлениям Москвы, поэтому исихазм и киновии (монашеские общежития) получили в XIV в. на Руси заметное распространение. Основателем первой киновии с самым строгим монастырским уставом был великий русский подвижник Сергий Радонежский. Говорил Сергий мало: выполняя свое послушание, он в основном носил воду в монастырь да стоял церковные службы. Но зато, когда Сергий что-нибудь говорил, его слушали, ибо он говорил дело. Эта система поведения нашла много последователей. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основывать общежительные монастыри. Эффективность такого рода духовной экспансии была огромной. Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше, чем в современной поликлинике, а книг – меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались. Влияние игуменов и иноков-подвижников росло. Люди, приходившие в монастырь, начинали верить, что право-славная Русь может жить, помогая сама себе, не опираясь на силы татар или литовцев. И это крепнущее убеждение принципиально отличало русских от византийцев, у которых без помощи турок или итальянцев ни одна партия не достигала успеха. Растущая пассионарность русских людей оказалась направлена ортодоксальным православием к единой цели строительства Святой Руси.
|
|
| |
Lesanna | Дата: Среда, 17-Февраля-2010, 01:19:57 | Сообщение # 20 |
Студент
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 55
Статус: отсутствует
| В 1261 году, отвоевав у латинян Константинополь, императором Византии стал Михаил VIII Палеолог. А уния была подписана в Лионе в 1274г. Андроник II Палеолог, взойдя на престол в 1282 году, отменил введенную его отцом церковную унию с западной (католической) церковью. Да, вероятно, это была первая уния после разделения церквей. Что касается феномена психосоматического метода молитвы, которая является важным составляющим исихазма, нашла описание молитвы Иисусовой у Игумена Илариона. Разбирая «Устав о жительстве скитском» Нила Сорского обращается внимание: "Будем произносить это прилежно и со всяким вниманием, стоя, или сидя, или лежа, ум свой затворяя и удерживая дыхание, сколько можно, чтобы не часто дышать, как учат Григорий Синаит и Симеон Новый Богослов. Призывай Господа Иисуса терпеливо, с желанием и ожиданием, отвращаясь от всех помыслов". Преподобный Нил, ссылаясь на Григория Синаита, говорит о «сердечной молитве», которая есть источник всякого блага: молясь, подвижник должен «искать в сердце Господа, безмолвием отсекая всякие помыслы, дабы не увлечься ими, но умом соблюдать сердце и внутрь его всегда обращаться». Такое делание, добавляет святой Нил, для новоначальных бывает «жестоким и неудобным», но когда человек благодаря ему обретет благодать, тогда молитва становится для него утешением: действие молитвы «поистине содержит ум в самом себе, веселит его и упраздняет от всякого пленения». Преподобному Нилу известны и те высокие духовные состояния, которые описаны у таких авторов, как Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов: достигнув этих состояний, человек выходит за пределы молитвы, облекаемой в слова, и созерцает неизреченный божественный свет. «Молитвою же сие называется потому только, что от нее происходит, и святым дается сие неизреченное дарование, которого имени никто определить не может». По-моему, очень похоже на медитацию.
|
|
| |
|