Региональный psy-форум
Сайт ПКОП | Когнитивно-поведенческая психотерапия (обзор) - Региональный psy-форум | Регистрация | | Вход
 
Воскресенье, 22-Декабря-2024, 11:12:23
Приветствую Вас Гость | RSS
[ НОВЫЕ СООБЩЕНИЯ · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Когнитивно-поведенческая психотерапия (обзор)
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 12:22:27 | Сообщение # 1
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии, профессор, член Ученого совета факультета МГППУ, руководитель лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Росздрава РФ и психологической консультации на базе этой лаборатории. Член президиума Российского общества психиатров, Международной академии когнитивной психотерапии, Интернациональной федерации семейной психотерапии, Ученого совета МГППУ, а также Ученого совета факультета ПК.
http://pk.mgppu.ru/index.p....emid=93

А. Б. Холмогорова 18 ноября 2009 Лекция (видео)



тел. +79025246842

Сообщение отредактировал psy-dv - Пятница, 25-Февраля-2011, 20:27:45
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 16:30:21 | Сообщение # 2
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует

Аарон Бек (слева) и Альберт Эллис (справа)


тел. +79025246842

Сообщение отредактировал Michael - Пятница, 25-Февраля-2011, 16:32:23
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 17:40:38 | Сообщение # 3
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Когнитивная психотерапия. Часть 1

Когнитивная психотерапия - это направление, основанное на наиболее современных разработках в области научной психологии. В западных странах данный подход, наряду с психоанализом, признан академической наукой, а страховыми компаниями - в качестве наиболее теоретически обоснованного и практически эффективного.

Одним из отцов когнитивной психотерапии можно считать Сократа - мудреца, прославившегося своими диалогами, в которых он виртуозно выявлял заблуждения и искажения человеческого разума, тем самым, помогая людям избавиться от невыносимого страха смерти, безутешной печали или неверия в себя. В каждом народе были такие мудрецы, владеющие навыками работы с ошибочными убеждениями, провалами логики и «идолами сознания» (Фрэнсис Бекон). Однако в когнитивной психотерапии это искусство трансформировано в продуманную и научнообоснованную систему помощи.

В фокусе внимания когнитивной терапии находится влияние познания на человеческие эмоции. Ее теоретические корни переплетены со здравым смыслом и натуралистическим интроспективным наблюдением человеческого ума в работе, как правило в психотерапевтической обстановке. Практичная в своих интересах, когнитивная терапия ставит своей целью модификацию и регуляцию негативного влияния некоторых когнитивных процессов на эмоциональное благополучие человека. Являясь одним из основных подходов к сегодняшней психотерапии, когнитивная терапия обязана своей базовой теорией и терапевтическими приемами первопроходческой работе Аарона Бека.

Аарон Бек (Aaron Beck) получил психоаналитическую подготовку и в течение нескольких лет практиковал психоанализ в традиционном ключе, предлагая пациентам вербализировать свои свободные ассоциации (free associations) и сообщать все, что приходит им на ум. Но однажды случилось нечто, изменившее его подход. Один пациент в процессе высказывания свободных ассоциаций подверг Бека суровой критике. Выдержав паузу, Бек (1976) спросил пациента, что он сейчас чувствует, и тот ответил: «Я испытываю сильное чувство вины». В этом не было ничего необычного.

Но затем пациент спонтанно добавил, что, когда он высказывал резкие критические замечания в адрес своего аналитика, в его сознании одновременно возникали самокритичные мысли. Таким образом, имел место второй поток, протекавший параллельно мыслям, наполненным гневом и враждебностью, о которых он сообщал во время своих свободных ассоциаций. Этот второй поток мысли пациент описал следующим образом: «Я сказал не то, что нужно... Я не должен был это говорить... Я не прав, критикуя его... Я поступаю дурно... Он обо мне плохо подумает».

Именно второй поток мысли являлся связующим звеном между выражением гнева пациентом и его чувством вины. Пациент испытывал чувство вины, так как критиковал себя за то, что гневается на аналитика. Возможно, являясь аналогом фрейдовского предсознания (preconscious), этот поток имеет отношение, скорее, к тому, что люди говорят себе, а не к тому, что они могут сказать в разговоре с другим человеком. По-видимому, это некая самоследящая (self-monitoring) система, функционирующая попутно с мыслями и чувствами, выражаемыми в разговоре.

Мысли, которые связаны с самослежением, как правило, возникают быстро и автоматически, подобно рефлексу (Beck, 1991). За ними обычно следует какая-то неприятная эмоция. Иногда пациенты, либо спонтанно, либо побуждаемые терапевтом, выражают эту эмоцию. Но они почти никогда не сообщают об автоматических чувствах, которые предшествуют эмоции. Фактически они, как правило, лишь смутно сознают эти чувства, если вообще сознают.

Автоматические мысли (automatic thoughts) обеспечивают непрерывный комментарий, сопровождающий то, что люди делают или испытывают. Эти мысли возникают как у здоровых, так и у эмоционально тревожных людей. Различие связано с видом сообщений, которые содержат мысли, и с тем, насколько они мешают человеку жить. Например, люди, страдающие депрессией, разговаривают с собой в очень резких тонах, осуждая себя за каждую оплошность, ожидая самого худшего и чувствуя, что они заслуживают всех тех несчастий, которые обрушиваются на них, поскольку они все равно никчемны.

Люди, испытывающие сильную депрессию, как правило, разговаривают с собой еще более громким голосом. Для них негативные мысли — это не просто шепот, раздающийся на периферии сознания, а громкие, повторяющиеся крики, которые могут поглощать массу энергии и отвлекать человека от какой-то другой деятельности.

Сочетание автоматического мышления и неприятных физических или эмоциональных симптомов образует порочный круг, который поддерживает и усиливает симптомы, приводя иногда к серьезным эмоциональным расстройствам. Бек приводит пример человека, страдающего от симптомов тревоги, включая такие, как сильное сердцебиение, потение и головокружение. Мысли пациента о смерти ведут к повышенной тревоге, проявляющейся в физиологических симптомах; эти симптомы затем интерпретируются как признаки неминуемой смерти.

Открытие существования автоматических мыслей ознаменовало перемену в подходе Бека к терапии, а также в его взгляде на человеческую личность. Содержание этих мыслей «не было обычно связано с какими-то эзотерическими темами, такими, как кастрационная тревога (castration anxiety) или психосоциальные комплексы (fixations), как могла бы предположить классическая психоаналитическая теория, но имело отношение к крайне важным социальным вопросам, таким, как успех или неудача, одобрение или неприятие, уважение или презрение».


тел. +79025246842
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 17:41:42 | Сообщение # 4
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Когнитивная психотерапия. Часть 1 (продолжение)
Важной особенностью автоматических мыслей является то, что человек может их осознавать и что они делают возможной интроспекцию. Несмотря на то, что сначала эти мысли трудно заметить, после определенной подготовки, как обнаружил Бек, они могут быть доведены до сознания. Следовательно, и источник, и решение эмоциональных проблем находятся внутри сферы человеческого осознания, в пределах, доступных его познанию.

«То, как человек следит за собой и наставляет себя, хвалит себя и критикует, интерпретирует события и делает прогнозы, не только высвечивает нормальное поведение, но и проливает свет на внутренние механизмы эмоциональных расстройств» (Beck, 1976, р. 38).

Этот принцип лежит в основе когнитивного подхода Бека к терапии. Стержнем этого подхода является уважение к способностям человеческих существ исцелять себя и торжество здравого смысла, воплощающего в себе мудрость, посредством которой люди из поколения в поколение развивали эти способности. Бек привлекает внимание к повседневным «подвигам» наших когнитивных способностей:

«Если бы не способность человека столь умело фильтровать и прикреплять соответствующие ярлыки к лавине внешних стимулов, его мир был бы хаотичным и один кризис в нем сменял бы другой. Более того, если бы он не мог контролировать свое высокоразвитое воображение, то периодически попадал бы в некую сумеречную область, неспособный провести грань между реальностью какой-то ситуации и образами и личными намерениями, которые она инициирует. В своих межличностных отношениях он, как правило, может находить скрытые ключи, которые позволяют ему отделять своих врагов от друзей.

Он вносит в свое поведение едва уловимые поправки, помогающие ему сохранять дипломатические отношения с людьми, которые ему несимпатичны или которым несимпатичен он. Он, как правило, может проницать взглядом социальные маски других людей, отличать искренние послания от неискренних, видеть разницу между дружелюбным притворством и замаскированным антагонизмом. Он настраивается на значимые сообщения в сильнейшем гуле звуков, с тем, чтобы можно было организовывать и модулировать собственные реакции. Эти психологические операции, по-видимому, срабатывают автоматически, не свидетельствуя о каком-то интенсивном познании, обдуманности или рефлексии».

Таким образом, когнитивная психотерапия представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, иными словами, в которой в качестве промежуточных переменных выступает мысль (когниция).

Соответственно, когнитивная психотерапия исходит из двух фундаментальных представлений о человеке:
• Как о думающем и активном
• Рефлексирующем и способном изменять себя и свою жизнь
Центральная категория когнитивной психотерапии - это мышление в широком смысле слова. Основной постулат заключается в том, что именно мышление человека (способ восприятия себя, мира и других людей) определяет его поведение, чувства и проблемы. Только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Схема взаимодействия окружения и индивида представляется в виде S->O->R (стимул— реакция с промежуточной переменной О, включающей прежде всего когнитивную переработку воспринятого).

Когнитивная психотерапия исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации (обозначение, селекция, интеграция, интерпретация), которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций.

Например, человек, убежденный в том, что он беспомощен, при столкновении с трудностями и проблемами будет испытывать чувства тревоги или отчаянья, состояние дезорганизации, а потому стараться избегать самостоятельных решений и действий. У такого человека в голове постоянно мелькают мысли типа «не справлюсь», «не способен», «опозорюсь», «подведу» и т.д. При этом данные мысли и убеждения могут находиться в прямом противоречии с его реальными возможностями и способностями. Однако именно они определяют его поведение и результаты деятельности.

Перестройка таких иррациональных убеждений и ситуативно возникающих мыслей позволяет избавиться от тяжелых переживаний, дает возможность научиться более конструктивно решать различные жизненные проблемы. Именно такая работа необходима для людей, страдающих тяжелыми эмоциональными проблемами - тревожными состояниями, депрессией, приступами раздражения и гнева. В когнитивной психотерапии разработана система высоко эффективных технологий, приемов и упражнений, направленных на перестройку неадаптивного мышления и развитие способности мыслить более реалистично и конструктивно.

В настоящее время центры когнитивной психотерапии существуют во всех развитых странах мира, а ее методы лечения практикуются во многих солидных клиниках и консультациях Европы и Америки.
http://www.liveinternet.ru/community/2458551/post124907762/


тел. +79025246842
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 17:47:22 | Сообщение # 5
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Когнитивная психотерапия. Часть 2
На основе подхода Бека было разработано множество приемов, которые сосредоточивают внимание на специфических проблемах и требуют относительно краткосрочной терапии (Beck, Rush, Shaw & Emery, 1979; Emery, 1981; McMullin, 1986).

Их цель — видоизменить негативные или саморазрушительные автоматические мыслительные процессы или восприятия, которые, по-видимому, способствуют сохранению симптомов эмоциональных расстройств. Либо прямо, либо косвенно эти приемы отрицают, ставят под сомнение или реструктурируют восприятие или понимание клиентами самих себя и своих жизненных ситуаций.

В когнитивной терапии между терапевтом и клиентом устанавливаются сотруднические, почти коллегиальные отношения. Терапевт не делает вид, что он знает мысли и чувства клиента, а предлагает ему самому исследовать и критически изучить их. В когнитивной терапии клиенты сами разрешают свои проблемы; они имеют непосредственный доступ к паттернам восприятия и мышления, которые интенсифицируют неадекватные чувства и модели поведения, и они способны изменить эти паттерны.

Неудивительно, что когнитивная терапия способствовала появлению множества публикаций по самопомощи. Фактически большая часть популярной литературы о том, как можно самоутвердиться, повысить свою самооценку, унять свой гнев, избавиться от депрессии, сохранить брак или отношения и просто почувствовать себя хорошо, основана на работе когнитивных терапевтов (Burns, 1980; Ellis & Harper, 1975; McMullin & Casey, 1975).

Логику когнитивного подхода (logic of the cognitive approach) можно выразить с помощью следующих четырех принципов (Burns, 1980, р. 3-4):

1. Когда люди испытывают депрессию или тревогу, они мыслят в нелогичной, негативной манере и совершают непроизвольные действия себе же во вред
2. Приложив немного усилий, люди научаются тому, как можно избавиться от пагубных паттернов мышления
3. Когда их болезненные симптомы исчезают, они снова становятся счастливыми и энергичными и начинают себя уважать
4. Эти цели достигаются, как правило, в течение относительно короткого периода времени за счет использования несложных методов


тел. +79025246842

Сообщение отредактировал Michael - Пятница, 25-Февраля-2011, 17:50:31
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 17:55:11 | Сообщение # 6
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Когнитивная психотерапия. Часть 3

Первым делом следует осознать свои автоматические мысли и идентифицировать все искажающие паттерны. Бернс (Burns, 1980, р. 40-41) описывает следующие десять типов искажения, которыми обычно отличается мышление людей, страдающих депрессией:

1. Мышление по принципу «все или ничего». Человек видит все в черно-белом свете. Например, неспособность достичь совершенства рассматривается как полный провал.

2. Сверхобобщение (overgeneralization). Рассматривание разового негативного события в качестве подтверждения паттерна нескончаемых поражений.

3. Ментальный фильтр. Сосредоточенность исключительно на какой-то одной негативной детали, пока весь опыт не предстает в негативном свете.

4. Умаление позитивного. Человек настаивает, что позитивный опыт по какой-то причине малозначим, и тем самым сохраняет негативное представление, несмотря на то, что все свидетельствует об обратном.

5. Неправомерные заключения. Человек делает негативные выводы, несмотря на то, что отсутствуют конкретные факты, их подтверждающие. Это случается, к примеру, когда человек произвольно заключает, что кто-то другой реагирует на него негативно, не пытаясь выяснить, верно ли это заключение. Или человек столь сильно опасается, что события примут дурной оборот, что начинает верить в то, что именно так все и будет.

6. Преувеличение (рассматривание в качестве катастрофы) (catastrophizing) или преуменьшение. Преувеличение значимости каких-то происшествий (например, собственных ошибок) или преуменьшение их важности (например, своих положительных качеств).

7. Эмотивные рассуждения. Предположение, что собственные негативные эмоции непременно отражают истинное положение вещей: «Мне так кажется, следовательно, так оно и есть».

8. Призывы «надо». Побуждение себя к чему-то словами «надо» и «не надо», как если бы человек был неспособен действовать без психологического самопринуждения. Когда «надо» направлено на себя, может возникнуть чувство вины; когда оно направлено на других, человек может испытывать гнев, фрустрацию или негодование.

9. Навешивание ярлыков и ошибочные ярлыки. Использование негативных обозначений в случае совершения ошибки, вместо описания происшедшего. Например, вместо утверждения: «Я потерял ключи» человек навешивает на себя негативный ярлык: «Я растяпа». Если человека не устраивает чье-то поведение, негативный ярлык может быть навешен на другого человека, например: «Он негодяй». Под ошибочными ярлыками понимается описание какого-то события эмоционально перегруженным языком, который не отличается точностью.

10. Персонализация. Рассматривание себя в качестве причины какого-то внешнего события, за которое человек в действительности не несет основной ответственности.

Когда искажения в привычном, автоматическом мышлении человека обнаружены и верно идентифицированы, становится возможным изменить мысли, заменив искажающие идеи рациональными и реалистичными. Например, человек, которого подвел друг, может уцепиться за мысль: «Я — настоящий простофиля и круглый дурак». Эта реакция является примером навешивания ошибочных ярлыков, а также мышления по принципу «все или ничего». Рациональными, реалистичными мыслями, которые точнее описывают происходящее, могут быть следующие:

«Я допустил ошибку, поверив этому другу» и «Я не всегда знаю, когда мне следует, а когда не следует доверять человеку, но со временем я научусь лучше разбираться в этом». Когнитивные терапевты считают, что при концентрации внимания и достаточно усердной работе клиента с помощью терапевта автоматические мысли и связанные с ними искажения могут быть устранены. Их могут заменить рациональные, точные мысли, что приведет к более счастливому и здоровому образу жизни.


тел. +79025246842
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 17:56:46 | Сообщение # 7
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Когнитивная психотерапия. Часть 4

Для когнитивной психотерапии характерно глубокое уважение к клиенту и вера в его возможность быть полноценным и равноправным партнером в психотерапевтическом процессе. Клиент получает полную информацию о представлениях и методах, лежащих в основе психотерапевтического процесса. С ним же совместно формулируются цели и задачи предстоящей работы, в соответствии с которыми структурируются последующие терапевтические сеансы.

Обычно такие сеансы проводятся 1-2 раза в неделю. Существует краткосрочный вариант когнитивной психотерапии (10-12 сеансов). При более серьезных проблемах работа может занимать до 30-50 сеансов и более. После завершения всего курса терапии рекомендуется «поддерживающий» режим более редких встреч. Отличительной чертой и важным преимуществом когнитивной психотерапии является развитие навыков саморегуляции, т.е. обучение клиента целому ряду приемов, позволяющих ему самостоятельно справляться с вновь возникающими негативными переживаниями и жизненными проблемами.

Когнитивная психотерапия наиболее показана людям со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей. Клиент (пациент) и психотерапевт должны в самом начале достичь согласия в отношении цели психотерапии (центральной проблемы, подлежащей коррекции), средств ее достижения, возможной продолжительности лечения. Чтобы психотерапия была успешной, пациент должен в общем принять базисное положение когнитивной психотерапии о зависимости эмоций от мышления: «Если мы хотим изменять чувства, надо изменять вызвавшие их идеи».

Установление контакта может начаться с принятия психотерапевтом некоторых представлений пациента о болезни с постепенным переводом его на позиции когнитивной психотерапии. Слепое следование за психотерапевтом и повышенный скептицизм — два полюса негативного отношения к предстоящему лечению. Поэтому приведение подобных позиций к центру — залог успешности психотерапии.


тел. +79025246842
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 18:03:01 | Сообщение # 8
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Когнитивная психотерапия. Часть 5

Процесс психотерапии
Важная задача начального этапа — сведение проблем (идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины, и их группировка). Эта задача относится как к симптомам (соматическим, психопатологическим), так и к эмоциональным проблемам. При этом достигается укрупнение мишеней психотерапевтического воздействия. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи симптомов, который и запускает всю цепь, что иногда приводит к выходу на перцептивный уровень.

Следующий этап — осознание, вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Для этого может быть использовано несколько приемов, например экспериментальный метод. В этом случае пациент получает подробные представления о некоторых положениях когнитивной психотерапии с обращением особого внимания на необходимость проведения различий между объективной реальностью (сенсорный уровень обработки информации) и воспринятой реальностью.

Уровень субъективного восприятия зависит от когнитивных процессов и связан с интерпретацией — обработкой сигналов первого уровня. На этом уровне могут быть значительные искажения из-за сбоев, ошибок и протекания когнитивных процессов, из-за автоматически включающихся в этот процесс оценочных когниций.

Экспериментальный метод предполагает погружение клиента в значимые ситуации, в том числе по принципу «здесь и теперь», в присутствии психотерапевта. Обращение внимания клиента на параллельно текущий поток мыслей в такой ситуации, вербализация этих мыслей обучают клиента методике последовательного анализа своего восприятия объекта или события. Распознавание неадаптивной когниций может быть облегчено с помощью приема коллекционирования автоматических мыслей.

Термин «неадаптивная когниция» применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы. Клиенту предлагается сосредоточиваться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации или сходных с ней. Неадаптивные когниции, как правило, носят характер «автоматических мыслей». Сфокусировавшись на них, клиент может распознать их и зафиксировать.

Обычно вне значимой, проблемной ситуации эти мысли осознаются с трудом, например у лиц, страдающих фобиями. Опознание их облегчается при реальном приближении к такой ситуации. Неоднократное приближение или погружение в ситуацию позволяет сначала осознать, осуществить «коллекционирование» их, а впоследствии вместо сокращенного, как в телеграмме, варианта, представить его в более развернутом виде.

Метод «заполнения пустот» используется, когда уровень испытываемых эмоций или симптомов носит умеренный характер и когниций, сопровождающие их, недостаточно оформлены, нечетки. В этом случае используется схема анализа, предложенная Эллисом и названная им схемой А, В, С. Клиент обучается наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакцией на них (С).

Последовательность становится ясной, если клиент заполняет пустоту в своем сознании, которая явится связующим звеном между А и С, т. е. обозначит В. Это мысли или образы, возникавшие в этот промежуток и делающие понятной связь между А и С. Следует вновь подчеркнуть, что в когнитивной психотерапии признается существование неадаптивной когниции как в образной, так и в вербальной форме.

После этапа обучения клиента умению идентифицировать свои неадаптивные когниции нужно научить его рассматривать их объективно. Процесс объективного рассмотрения мыслей называется отдалением; человек рассматривает свои неадаптивные когниции, автоматические мысли как обособленные от реальности психологические явления. Отдаление повышает способность клиента проводить разграничение между мнением, которое надо обосновать («я считаю»), и неопровержимым фактом («я знаю»), развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему.

Прием обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей клиентом психотерапевту облегчает дистанцирование от них клиента, формирует у него навык видеть в них гипотезы, а не факты. В процессе отдаления клиенту становится более ясным путь искажения восприятия события.


тел. +79025246842
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 18:04:17 | Сообщение # 9
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Когнитивная психотерапия. Часть 5 (продолжение)

Следующий этап условно получил название этапа изменения правил регуляции поведения. Согласно когнитивной психотерапии, люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для индивида.

Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать их менее генерализованными, менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность.

Содержание правил регуляции поведения центрируется вокруг двух основных параметров: опасности-безопасности и боли—удовольствия. Ось опасности—безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. В ситуациях физического риска показатели последнего могут быть достаточно верифицированы по одной или нескольким характеристикам.

В ситуациях психологической или психосоциальной угрозы верификация таких показателей затруднена. Например, человек, руководствующийся правилом «Будет ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче пациент проецирует на восприятие его другими.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности—безопасности, сводятся к восстановлению у клиента контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций. Правила, центрированные вокруг оси боли—удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим.

Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду рабскому следованию этому правилу. После выявления таких позиций врач помогает клиенту осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер, объясняет, что клиент был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами. Задача психотерапевта — помочь человеку самому их найти. С ними тесно связаны правила, относящиеся к долженствованию (имеющие характер «тирании необходимости», по Хорни (Horney K.)).

Понимание общей стратегии когнитивной психотерапии помогает избежать ненужных шагов при работе с клиентом. Этап самонаблюдения должен носить достаточный, но не избыточный характер и иметь своей целью обнаружение искажений, самозапретов, самопорицаний, установление всего диапазона правил, объясняющих появление соответствующей симптоматики, вызвавшей обращение клиента.

Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты, проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами — следующие этапы когнитивной психотерапии. Вначале желательно использовать навыки продуктивного решения проблем пациентом в других сферах, а затем уже генерализовать эти навыки в проблемную сферу. Выделение этапов работы с клиентом допускает применение нескольких приемов, в том числе из других систем психотерапии, если они направлены на достижение той же цели.

Когнитивная психотерапия относится к инсайт-ориентированным видам психотерапии (так же как и рационально-эмоциональная психотерапия). В рамках когнитивной психотерапии инсайт рассматривается как процесс установления связи между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он направлен на раскрытие значения, которое индивид придает внешнему окружению и внутренним ощущениям. Когнитивная психотерапия стремится достичь структурных изменений в личности, в ее регулятивной системе, чтобы пациент соответствовал требованиям окружения и находился в большей гармонии с собственными потребностями.


тел. +79025246842
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 18:22:01 | Сообщение # 10
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Когнитивная терапия Бека
Когнитивная теория А.Т.Бека наиболее широко применялась в области проблем депрессивных больных. Как и Эллис, Бек считает, что настроение и поведение индивидуума в значительной степени определяется присущим ему способом толкования и объяснения мира. Бек описывает эти конструкты как отрицательные когнитивные модели или "схемы". Эти схемы подобны фильтрам, "концептуальным очкам", сквозь которые мы видим мир, отбираем определенные аспекты переживаемых событий и так или иначе их интерпретируем.

Подход Бека состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на этих процессах отбора и интерпретации и предложить клиенту тщательно рассмотреть, какими данными он или она располагают для таких именно интерпретаций. Вместе с клиентом Бек обсуждает рациональные основания его (или ее) суждений и помогает клиенту отыскать возможные способы проверки этих суждений в реальной жизни. Он утверждает, что хороший психотерапевт способен наладить хорошие взаимоотношения с клиентом и проявляет такие качества, как участие, заинтересованность и способность слушать, не выражая поспешных суждений или критики. Кроме того, терапевт должен проявлять также высокую степень эмпатического понимания и быть искренним, не прячущимся за профессиональный фасад., Все эти качаства являются критическими для установления отношений, без которых терапия протекать не может. Сама же терапия протекает в следующей форме.

Предполагаемая схема

Стадия 1. Обоснование основного принципа.

Как и в Эллисовской рационально-эмотивной терапии, здесь важно подготовить клиента к когнитивной терапии, объяснив ему рациональные основания данного способа лечения. Ключевым элементом в методике Бека является получение от клиента его собственного объяснения своей проблемы и описания тех шагов, которые он уже предпринял для ее решения. После этого терапевт встраивает свои рациональные основания в объяснение, данное клиентом, представляя их как альтернативный способ толкования проблемы.

Стадия 2 - Идентификация негативных мыслей.

Это трудоемкий и тонкий процесс, поскольку низлежащие когнитивные "схемы" являются автоматическими и почти бессознательными. Это привычный для человека способ толкования мира. Терапевт должен дать определенные идеи ("мысль или зрительный образ, которые вы не очень осознаете до тех пор, пока не обратите на них свое внимание") и вместе с клиентом начать исследовать, какие идеи у него преобладают. Существуют несколько способов "улавливания" автоматических мыслей. Можно просто спросить клиента, какие мысли чаще всего приходят ему в голову. Более точную информацию можно подучить из дневника, в который клиент записывает мысли, возникающие у него в проблемных ситуациях. Можно также попытаться смоделировать эти ситуации с помощью воображения во время терапевтической сессии. Таким образом, задача терапевта - отыскать вместе с клиентом те индивидуальные негативные модели, которые характеризуют его мышление. Терапевт достигает этого, задавая множество вопросов: "Итак, вы уверены, ... что это именно так? Это верно? Так, и что заставляет вас так думать?" Опрос производится не в атакующей манере, а в мягком, эмпатическом тоне: "Правильно ли я понял, что ... Вы сказали, что уверены ... Это потому что ... Не так ли?"


тел. +79025246842

Сообщение отредактировал Michael - Пятница, 25-Февраля-2011, 20:37:16
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 18:24:54 | Сообщение # 11
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Выявленные негативные мысли могут оказаться очень непохожими на "иррациональные идеи" Эллиса, однако Бек рекомендует обсуждать их с клиентом прямо и выражать их в словах самого клиента. В противоположность этому, Эллис учредил перечень иррациональных суждений, которые он считает общими для той культуры, в которой он работает. Поэтому, читая литературу по рационально-эмотивной терапии, иногда оказываешься под впечатлением, что главная задача психотерапевта - привести клиента в соответствие с набором иррациональных суждений. В противоположность этому Бек подходит к проблеме раскрытия когнитивной активности клиента через подчеркивание идиосинкратической природы идей. Тем не менее Бек тоже дает перечень наиболее распространенных видов негативных мыслей, а именно:

1. Негативное мление о себе, основанное на невыигрышном сравнении с другими, например: "Я не состоялся как работник или как отец(мать)."

2. Критическое чувство по отношению к себе и ощущение бесполезности, например: "Почему кто-то будет обо мне беспокоиться?"

3. Неизменно негативные интерпретации событий ("превращение мух в слонов"), например: "Раз то-то и то-то не удалось, все пропало".

4. Ожидание негативных событий в будущем, например: "Не будет ничего хорошего. Я никогда не смогу ладить с людьми".

5. Чувство ошеломленности, обусловленное ответственностью и огромностью задачи, например: "Это слишком трудно. Об этом даже подумать невозможно".

После того, как мысли идентифицированы, терапевт, работая с клиентом, начинает демонстрировать ему. как они связаны с эмоциональным нарушением. Терапевт может начать с того, что попросит клиента представить неприятную сцену, не связанную с его расстройством. Он может также описать другие сцены, далекие от переживаний клиента, чтобы продемонстрировать ему, что то, как человек думает о мире, определяет, как он чувствует себя по отношению к нему. Терапевт укажет также на привычный, автоматический характер этих мыслей и на быстрые, выраженные, не сразу объяснимые последствия, к которым они приводят.

Стадия 3 - Исследование ложных идей

Как только негативные мысли идентифицированы, терапевт поощряет клиента к тому, чтобы отдалиться от них на некоторую "дистанцию" и попытаться "объективировать" свою проблему. Многие клиенты имеют трудности в исследовании своих идей в отстраненной манере и оказываются неспособными отделить факты от суждений о них. Для того, чтобы помочь клиенту, терапевт может предложить ему говорить о себе в третьем лице, например: "И вот этот парень встречает того новенького на работе и сразу говорит себе, надо мне произвести на него впечатление, как мне его заставить думать обо мне хорошо?" Говоря о себе в третьем лице, клиент сможет увидеть свои рассуждения в более объективном свете.

Стадия 4 - Оспаривание ложных идей.

Как только установлено, что клиент в состоянии "объективировать' 1 свои мысли, можно начать процесс оспаривания. Есть два способа сделать это - когнитивный и поведенческий.

Стадия 4.1. Когнитивное оспаривание.

Когнитивное оспаривание состоит в изучении логического основания каждой мысли. Как указывалось ранее, терапевт может спросить у клиента, действительно ли он располагает необходимыми основаниями для своих суждений.

После того, как каждая автоматическая мысль будет изучена, терапевт начинает обучать клиента тому, как проверить ее реальность. Но нацеливается он не на то, чтобы полностью дискредитировать мысль, а на установление (совместно с клиентом) ряда способов, с помощью которых эта мысль может быть проверена в реальной жизни. Теперь терапевт задается целью подчеркнуть избирательность, с какой человек воспринимает мир и приписывает событиям определенное значение и причинную обусловленность.

Стадия 4,2, Поведенческое оспаривание.

Итак, терапевт и клиент решили проверить, что ближе к реальности - ложные идеи или альтернативные интерпретации. Обычно такие проверки задаются "на дом", хотя зачастую терапевту и клиенту бывает полезно провести совместную попытку. Например, молодого человека, который избегал социальных ситуаций, ссылаясь на то, что другие на него смотрят ("излишняя обращенность на себя"), попросили пойти в бар и понаблюдать, какое количество людей будет на него смотреть в момент его входа туда. Затем он должен был просидеть там 30 минут, отмечая, сколько людей смотрит на других входящих в бар посетителей. Таким образом он смог продемонстрировать себе, что вновь входящие почти всегда изучаются присутствующими, но что затем интерес иссякает и поэтому нет ничего необычного в том, что люди смотрят на него, когда он появляется в их обществе.

По мере того, как клиент непрерывно оспаривает свои ложные идеи, они должны у него смениться более подходящими оценками окружающего мира, а степень эмоционального расстройства и поведенческой несостоятельности должны снизиться.


тел. +79025246842

Сообщение отредактировал Michael - Пятница, 25-Февраля-2011, 20:38:53
 
MichaelДата: Пятница, 25-Февраля-2011, 18:25:11 | Сообщение # 12
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Популярный рассказ о когнитивно-поведенческой психотерапии к.пс.н. Чичканова Г.Е. (клиентам/пациентам и любопытствующим)
Об источниках КБТ, об автоматических мыслях, о психотехниках.
http://www.youtube.com/watch?v=2K6Qr8LRypQ


тел. +79025246842

Сообщение отредактировал Michael - Суббота, 26-Февраля-2011, 13:06:08
 
sergeyДата: Суббота, 26-Февраля-2011, 15:05:29 | Сообщение # 13
Специалист
Группа: Заблокированные
Сообщений: 421
Статус: отсутствует
Quote (Michael)
Аарон Бек (слева) и Альберт Эллис (справа)

Симпатичные ребята, а наших " психотерапевтов" слабо так же поместить для обозрения ?
 
MichaelДата: Суббота, 26-Февраля-2011, 18:48:19 | Сообщение # 14
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Quote (sergey)
а наших " психотерапевтов" слабо так же поместить для обозрения ?

А зачем? Разве тема о хороших ребятах психотерапевтах, а не о когнитивно-бихевиоральной ПТ? Хотя после поездки М.В. Водкиной в Нью-Йорк на учебу к А.Эллису во Владивостоке немало психотерапевтов практикуют КБТ в форме РЭПТ (рационально-эмотивную ПТ). А ссылки такие есть
Тут http://vladmedicina.ru/persons/psihiatriya/ и здесь http://www.b17.ru/masters/vladivostok/ , но во втором случае собственно врачей маловато, хотя с этого сайта и от этого соседства я бы рекомендовал всем уходить. Лично мне совсем не нравится соседство с различного рода регрессивными гипнотизерами (не сказать, некрофилами), сознаниеведами и биоэнергетиками.

Напоминаю, тема о КБТ, треп желательно в сторону, в отдельный топик. Предупреждение в первую очередь для представителей регрессной ветви в современной отечественной психиатрии - шизофренологии. Тем более, что я очень сомневаюсь, что всем и совершенно все понятно о КБТ.


тел. +79025246842
 
MichaelДата: Суббота, 26-Февраля-2011, 19:04:08 | Сообщение # 15
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
[IMG]http://www.beckinstitute.org/Library/Images/ImageLibrary/ATB%20-%20Website%20Photo%[/IMG]
Бек, Аарон Тёмкин
http://ru.wikipedia.org/wiki....8%D0%BD

Beck Institute for Cognitive Therapy and Research
http://www.beckinstitute.org/
http://translate.google.ru/transla....&u=http

[IMG]http://www.beckinstitute.org/Library/Images/ImageLibrary/Judith%20Beck_611w.jpg[/IMG]
Джудит Бек


тел. +79025246842

Сообщение отредактировал Michael - Суббота, 26-Февраля-2011, 19:09:42
 
sergeyДата: Пятница, 04-Марта-2011, 19:28:00 | Сообщение # 16
Специалист
Группа: Заблокированные
Сообщений: 421
Статус: отсутствует
Quote (Michael)
тема о хороших ребятах психотерапевтах,

Все-таки я бы настаивал на хороших - и так же симпатичных ребятах психотерапевтах - наших Российских - вот бы Вы их поместили на фото - ну чисто для сравнения - разве " форма не отражает содержание" ? Да наши лучше ! А то все эти американцы - и профессора и улыбающиеся и в форме и с бабочкой и с КБТ и с РЭПТ. Разговоры и тексты утомляют - другое дело картинка. Вот у американцев - и разговоры и тексты и картинка - все в наличии - верю. Хорошие и симптаичные ребята психотерапевты. Наших вспоминаю - никого, окромя Бехтерева Владимира Михайловича, но он с бородой, а эти - бритые.
 
MichaelДата: Пятница, 04-Марта-2011, 22:20:26 | Сообщение # 17
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Уважаемый sergey, вы как всегда в своем амплуа, не важно о чем тема, главное высказаться, а между тем, я её поставил в том числе и для своих клиентов/пациентов, чтобы не рассылать им ссылки по e-mail по каждому пустяку, а послать одну ссылку, в которой они могли бы найти необходимые материалы по теме КБТ. К слову сказать, мои пациенты - все до единого уважаемые люди, вне зависимости от социального статуса.

А тут вы. Поднимаете острые животрепещущие проблемы современности - о бородах, о бабочках и о хороших ребятах. О бородах рекомендую почитать Сальвадора Дали. Как они (бороды) закрывают лицо, как создают иллюзию защищенности своих хозяев и т.п., в этой же книге есть другое, не менее любопытное эссе о пуках.

Если вас интересуют галстуки-бабочки отечественных психотерапевтов, то в последнее время во Владивостоке и крае среди психологов и врачей-психотерапевтов стало хорошим тоном иметь среди прочих аксессуаров престижа на стенах кабинета фотографию рядом с проф. В.В. Макарова, где он в бабочке
Профессиональная психотерапевтическая лига Региональное отделение в г.Владивостоке
http://pplvl.22web.net/index.php?newsid=106
Вот примерно так.

В отношении хороших рябят выскажусь прямо: "Хороший парень - не профессия".

P.S. Владимира Михайловича Бехтерева к теме о КБТ, действительно, можно "привязать" только посредством упоминания такого второстепенного признака как борода. Ибо не ладили между обой не только В. М. Бехтерев и И. П. Павлов (автор классического обусловливания), но и их ученики.

О трех основных подходах к психо-физиологической проблеме (И. П. Павлова, В. М. Бехтерева и П. К. Анохина) можно посмотреть САВОСТЬЯНОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РОССИЙСКАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ http://www.neuroscience.ru/content....радиций


тел. +79025246842

Сообщение отредактировал Michael - Суббота, 05-Марта-2011, 10:17:28
 
MichaelДата: Четверг, 18-Августа-2011, 13:10:19 | Сообщение # 18
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
Недавно вышла совершенно замечательная книга. свод всех наиболее эффективных психотехник КБТ

Маккей М., Дэвис М., Фэннинг П., Как победить стресс и депрессию. - СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
ISBN 978-5-49807-907-3

Жизнь - сложная штука, мы все это знаем. Проблемы, заботы, повседневная суета, конфликты и ссоры не добавляют нам радости. Что же делать, как бороться со стрессами, плохим настроением и усталостью? В этой книге ведущие современные специалисты по когнитивной психологии предлагают методику, завоевавшую популярность во всем мире. Эти стратегии действительно работают! Они помогут вам разобраться в себе и научиться справляться с трудностями, которые подстерегают любого из нас. Вы заметите, что в большинстве случаев вы расстраиваетесь не из-за возникшей проблемы, а из-за своих иррациональных мыслей на эту тему. Да-да, мы сами устраиваем себе стрессы и доводим себя до нерв¬ного истощения, бессонницы и переутомлении. Вы узнаете, как менять свои «неправильные» мысли на конструктивные и ориентировать свою жизнь в нужном вам направлении. Хватит мучить себя, живите счастливо!

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ……………………………15
БЛАГОДАРНОСТИ………………………………………………………………17
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ КНИГОЙ…………………………………18
1. СОСТАВЛЯЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ЛЕЧЕНИЯ…………………20
Почему когнитивно-поведенческая терапия эффективна……………………21
Составляем ваш план лечения……………………………………………….…22
Тревога………………………………………….……………………..…22
Паническое расстройство……………………………………….………23
Перфекционизм….………………………………………………………24
Навязчивое мышление…………………………………………………..26
Фобия………………………………………..……………………………26
Депрессия……………………………………..………………………….28
Низкая самооценка……………………………..………………………..29
Стыд и чувство вины……………………………………..……………..30
Гнев……………………………………………………………………….31
Умеренное избегание……………………………………………………32
Вредные привычки………………………………………………………33
Откладывание…………………………………………………………….34
Программа лечения………………………………………………………………35

2. ПОИСК АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ………………………………….……38
Эффективность……………………………………………………………..…….39
Время поиска……………………………………………………………………..39
Инструкции……………………………………………………………………….39
Отрицательная обратная связь………………………………………….39
Природа автоматических мыслей………………………………………41
Слушайте свои автоматические мысли…………………………………45
Записывайте свои мысли…………………………………………46
Дополнительные действия: подсчитывайте мысли……………………………48

3. ИЗМЕНЕНИЕ ПАТТЕРНОВ ОГРАНИЧЕННОГО МЫШЛЕНИЯ……………50
Эффективность…………………………………………………………………51
Время освоения методики………………………………………………51
Инструкции………………………………………………………………………51
Восемь паттернов ограниченного мышления………………51
Резюме…………………………………………………………………………….57
Восемь паттернов ограниченного мышления………………………….57

Упражнения…………………………………………………………………………58
Упражнение 1. Одно утверждение - один паттерн………………….…….58
Упражнение 2. Одно утверждение - несколько паттернов……………….59
Упражнение 3. Выберите паттерн и приведите подходящую фразу……..61
Журнал мыслей………………………………………………………………….…..64
Формулируем уравновешенные (или альтернативные) мысли…………..66
План действий…………………………………………………..…...73

4. ИЗМЕНЕНИЕ «ГОРЯЧИХ МЫСЛЕЙ»………………………………………………74

Эффективность………………………………………………………………………76
Время освоения методики…………………………………………………………..76
Инструкции…………………………………………………………………………..76
Шаг № 1. Выберите «горячую мысль»…………………………………….76
Шаг № 2. Определите факты, говорящие в пользу вашей горячей мысли».77
Шаг № 3. Определите факты, выступающие против «горячей мысли»…78
Десять ключевых вопросов…………………………………………78
Шаг № 4. Запишите уравновешенные (или альтернативные) мысля…….80
Шаг № 5. Переоцените свои чувства…………………………….…………81
Шаг № 6. Запишите и сохраните альтернативные мысли………………...82
Шаг № 7. Не забывайте повторять альтернативные мысли…….………...82
Ваш план действий………………………………………………………………..…83
Дополнительные действия……………………………………………………..……84

5. РЕЛАКСАЦИЯ…………………………………………………………………………..85
Эффективность………………………………………………………………………86
Время освоения методики…………………………………………………………..86
Инструкции……………………………………………..……………………………86
Абдоминальное дыхание……………………………………………………87
Прогрессивная мышечная релаксация……………………………………..88
Практическое руководство по прогрессивной
мышечной релаксации………………………………………………88
Быстрая мышечная релаксация - одновременное сокращение мышц…...91
Релаксация без сознательного напряжения………………………………………..92
Сигнальная релаксация……………………………………………………………..92
Техника визуализации…………………………..…………………..………………93
Как найти свое непокойное место»……………………………….………..93
Навык визуализации………………………………………………………...94
Примеры спокойных сцен……………………………………..……………95


тел. +79025246842
 
MichaelДата: Четверг, 18-Августа-2011, 13:12:34 | Сообщение # 19
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
6. КОНТРОЛЬ НАД ТРЕВОГОЙ……………………………………………………..…97

Эффективность………………………………………………….………….……….98
Время освоения методики……………………………………….…………………98
Инструкции……………………………………………………….……..…………..99
Шаг 1. Релаксация……………………………………………….………...100
Шаг 2. Оценка риска…………………………….……….………………...100
Оценка вероятности………………………..…….………………...101
Прогнозирование последствий………………….………………...102
Шаг 3. Осознанное погружение в состояние тревоги…………………….103
Шаг 4. Предотвращение беспокойного поведения……………………….108
7. ФИКСАЦИЯ МЫСЛЕЙ………………………………………………………………..113
Эффективность………………………………………………………………………113
Время освоения методики…………………………………………………………..114
Инструкции…………………………………………………………………………..114
Шаг 1. Запишите нежелательные мысли…………………………………..114
Шаг 2. Запишите приятные мысли…………………………………………114
Шаг 3. Расслабьтесь и примите нежелательные мысли…………………..115
Шаг 4. Прервите нежелательные мысли…………………………………...115
Шаг 5. Переключитесь на приятные мысли……………………………….116
Шаг 6. Повторите с вариациями……………………………………………116
Шаг 7. Используйте метод фиксации мыслей в повседневной жизни…..116
Техника прерывания мыслей и контроля дыхания………………..117
К размышлению: переживания «по расписанию»…………………………………117

8. ТЕХНИКА «НАВОДНЕНИЯ» …………………………………………………………119
Эффективность………………………………………………………………………120
Время освоения методики……………………………………………………120
Инструкции…………………………………………………………………………121
Шаг 1. Приобретите закольцованную магнитную ленту…………………121
Шаг 2. Запишите путающие образы………………………………………121
Шаг 3. Прослушайте запись………………………………………………124
Шаг 4. Оценивайте уровень дискомфорта каждые пять минут…………124
Шаг 5. Остановитесь, когда максимальный уровень
дискомфорта снизится наполовину…………………………………125
Шаг 6. Повторите шаги с третьего по пятый………………………………125

9. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПАНИКИ…………………………….………..……………..……..126
Эффективность………………………………………….……..……………..……..127
Время освоения методики……………………….…………………………..……..127
Инструкции……………………………………….…………………………..……..127
Шаг 1. Изучение природы паники…………………………………..……..127
Развитие паники…………………………………….……………….128
Нагнетающие мысли………………………………………..……….131
Что означают ваши симптомы………………………………………131
Шаг 2. Техника контроля над дыханием…………………………..….…..133
Шаг 3. Когнитивная реструктуризация……………………………………134
Практика с вероятностями…………………………………….……138
Шаг 4. Внутренняя десенсибилизации……………………………….……138
Внутренняя десенсибилизация в естественных условиях….…….142
Дополнительные действия…………………………………………….……142

10. ПРЕОДОЛЕНИЕ В ВООБРАЖЕНИИ………………………………………….…144
Эффективность……………………………………………………………..…….…145
Время освоения методики………………………………………………………….145
Инструкции…………………………………………………………………………146
Шаг 1. Научитесь расслабляться……………………………………146
Шаг 2. Опишите ситуацию………………………………………………146
Шаг 3. Определите точки стресса…………………………………………147
Шаг 4. Составьте план копинговых стратегий………………………….147
Релаксация………………………………………………………148
Когнитивные копинг - утверждения……………………………148
Шаг 5. Мысленно отрепетируйте ход событий…………………………149
Шаг 6. Применяйте метод в реальной жизни…………………..………150

11. ПРИВИВКА ОТ СТРЕССА………………………….………………………….…151
Эффективность……………………………………………………………………153
Время освоения методики…………………………………………..……………154
Инструкции……………………………………………………………………..…154
Шаг 1. Научитесь релаксации……………………………………………154
Шаг 2. Выберите страх, который вас мучает……………………………155
Шаг 3. Постройте иерархию……………………………………………..155
Три примера иерархии……………………………………………………………157
Подготовка к подвергайте в реальной жизни…………………………...159
Начало работы…………………………………………………….………159
Придумайте промежуточные эпизоды…………………………………..160
Завершающий этап построения иерархии………………………………162
Шаг 4. Придумайте копинговые мысли…………………………………162
Шаг 5. Процедура прививки от стресса…………………………………164
Шаг 6. Подвергание в реальной жизни………………………………….166
Дополнительные действия……………………………………………………….167

12. КОПИНГ ПРИ ПОДВЕРГАНИИ………………………………………………….169
Эффективность……………………………………………………………………170
Время освоения методики………………………………………………………..170
Инструкции………………………………………………………………………..170
Шаг 1. Расслабьтесь физически………………………………………….170
Шаг 2. Ваш план действий……………………………………………….171
Шаг 3. Как справиться с возбуждением…………………………………173
Шаг 4. Справляйтесь с катастрофическими мыслями………………….175
Шаг 5. Принять и отпустить прошлую тревогу…………………………180
Шаг 6. Отвлечение внимания…………………………………………….180
Составьте свой сценарий…………………………………………………………181

13. МОБИЛИЗУЙТЕСЬ………………………………………………………………..183
Эффективность…………………………………………………………………...183
Время освоения методики……………………………………………………….184
Инструкции………………………………………………………………….……184
Шаг 1. Понаблюдайте и запишите, чем вы занимаетесь в течение недели..184
Шаг 2. Определите и оцените приятные и полезные занятия…………184
Шаг 3. Запланируйте занятия……………………………………………189
Приятные занятия………………………………………………...189
Некоторые из моих приятных занятий………………………….191
Полезные дела…………………………………………………….192
Некоторые из моих полезных дел………………………………193
Составьте план не менее чем на три недели……………………195
Шаг 4. Предварительная оценка…………………………………………196
Дополнительные действия……………………………………………………199


тел. +79025246842
 
MichaelДата: Четверг, 18-Августа-2011, 13:13:56 | Сообщение # 20
Ведущий специалист
Группа: Специалисты ПКОП
Сообщений: 859
Статус: отсутствует
14. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ…………………………………………………………….200
Эффективность………………………………………………………..…….…….201
Время освоения методики………………………………………………….…….201
Инструкции……………………………………………………………….……….201
Шаг 1. Определите проблему…………………………………………….201
Контрольный список проблем…………………………..….…….202
Шаг 2. Наметьте цели…………………………………………….……….206
Пример……………………………………………………….…….206
Шаг 3. Перечислите альтернативы……………………………………….207
Список альтернативных стратегий……………………………….208
Шаг 4. Рассмотрите последствия…………………………………………211
Реализация стратегии……………………………………………...213
Шаг 5. Оцените результаты………………………………………………214
Дополнительные действия………………………………………………………..215

15. ПРОВЕРКА ГЛУБИННЫХ УБЕЖДЕНИЙ………………………………………216
Эффективность…………………………………………………………………….217
Время освоения методики………………………………………………..……….217
Инструкции……………………………………………………………….……….218
Шаг 1. Определите свои глубинные убеждения…………………..…….218
Журнал мыслей……………………………………………………218
Метод «лестницы» ……………………………………………..…219
Тематический анализ……………………………………………...220
Шаг 2. Оцените негативное влияние…………………………………….221
Шаг 3. Выявите жизненные правила, доступные для проверки……….221
Распознайте правила, основанные на вашем глубинном убеждении………..221
Выявите свои основные правила…………………………………222
Шаг 4. Спрогнозируйте катастрофические последствия……………….222
Контрольный список основных правил………………………….223
Шаг 5. Выберите правила, которые вам хотелось бы проверить………224
Шаг 6. Проверьте свои правила…………………………………………..225
Шаг 7. Перепишите свои глубинные убеждения………………………..227

16. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛУБИННЫХ УБЕЖДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛИЗАЦИИ.229
Эффективность…………………………………………………………………….229
Время освоения методики……………………………………..………………….230
Инструкции…………………………………………………….………………….230
Упражнение……………………………………………..…………………231
Возражайте………………………………………………………..……………….241
Дополнительные действия……………………………………….……………….241
17. ПРИВИВКА ОТ СТРЕССА: УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ……….……………….243
Эффективность…………………………………………………………………….244
Время освоения методики……………………………………………………..….244
Инструкции…………………………………………………..…………………….244
Шаг 1. Овладейте навыками релаксации…………..…………………….244
Шаг 2. Разработайте иерархию гнева…………………………………….245
Заполните середину………………………….…………………….245
Завершите свою иерархию…………………..…………………….246
Шаг 3. Сформулируйте копинговые мысли…………..………………….247
Шаг 4. Применяйте навыки преодоления гнева……………………….249
Шаг 5. Практикуйте навыки преодоления гнева в жизни….….………251
Дополнительные действия………………………………………………………252

18. СКРЫТОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ………………………………………………...253
Эффективность…………………………………………………………….……..254
Время освоения методики……………………………………………….………255
Инструкции……………………………………………………………….………255
Шаг 1. Практика визуализации………………………………….………255
Шаг 2. Опишите проблемное поведение………………………….…….256
Шаг 3. Опишите желаемое поведение……………………………….….257
Шаг 4. Представьте ситуацию……………………………………….…..258
Шаг 5. Представьте желаемое поведение………………………………258
Шаг 6. Разыгрывание ролей……………………………………………..259
Шаг 7. Разработайте копинговые утверждения………………..…….…260
Шаг 8. Реализуйте желаемое поведение в реальной жизни……………260

19. СКРЫТАЯ СЕНСИТИЗАЦИЯ…………………………………………………….262
Эффективность……………………………………………………………………263
Время освоения методики…………………………………..…………………….264
Инструкции…………………………………………………………..……………264
Шаг 1. Научитесь последовательной релаксация……………………….264
Шаг 2. Проанализируйте свою вредную привычку……………………..264
Шаг 3. Составьте иерархию удовольствий………………………………265
Шаг 4. Смоделируйте отталкивающую сцену………………………..…268
Шаг 5. Соедините приятную и отталкивающую сцены………………..269
Шаг 6. Измените отталкивающую сцену……………………………..…271
Шаг 7. Практикуйте скрытую сенситизацию в реальной жизни………271
Скрытая сенситизация «горячих» мыслей…………………………….………...272
Инструкции………………………………………………………………..273
Дополнительные действия……………………………………………………..…273

20. ОСОЗНАННОСТЬ………………………………………………………………….275
Эффективность…………………………………………………………………….276
Время освоения методики………………………………………………….…..…276
Наблюдение за телом…………………………………………..…………….……277
Осознанное дыхание………………………………………………………277
Подсчет дыхания…………………………………………..………………278
Маркировка дыхания……………………………………………………278
Сканирование тела………………………………………………………279
Челночное движение между внутренними и внешними
ощущениями……………………………………………………281
Наблюдение за мыслями………………………………………………………282
Белая комната……………………………………………………………282
Челночное движение……………………………………………………283
Конвейерная лента………………………………………………………284
Диаграмма «Мудрого разума»……………………………………285
Опыт Хелен………………………………………………………286
Упорство оправдает себя………………………………………………..…….…287


тел. +79025246842
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:




дней
Locations of visitors to this page

ПКОП © 2007-2024 Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика